СтатьиСтатьи-ИзраильСтатьи-Недельная глава Торы

Права владения, рав Зеев Мешков

Глава «Шмот» 21 Тевета 5779 года

Мидраш и действительность

Говорят (Берейшит раба 79), что право еврейского народа на три места народы мира никогда не смогут оспорить и сказать, что мы их присвоили незаконно. Речь идет о Маарат аМахпела – пещере, где похоронены праотцы, могиле Йосефа возле Шхема и горе Мория в центре Йерушалаима, на которой стоял Храм. Все эти три места были куплены за деньги. И у еврейского народа сохранился документ, подтверждающий эту покупку – Тора и книги пророков. Но в действительности именно эти места являются предметом самых ожесточенных споров. Как это понять?

Возможна ли ошибка?

Неужели наши мудрецы, предвидевшие, как будут развиваться события истории, ошиблись? Вот ведь сказали они, что наше право на святые места во все времена будет признано всеми народами, а пещера праотцев и гора Мория были объявлены мусульманскими святынями, на которые у евреев нет никаких прав, а могила Йосефа со времени соглашений Осло стала местом вооруженных кровопролитных столкновений. Но не трудно догадаться, что не утверждения мидраша не верны, а мы сами не верны своей традиции. Ведь мидраш говорит, что народы мира не смогут оспорить наше право. Оспорить…

Следовательно, желание оспорить есть всегда, но в наших руках неопровержимое доказательство: письменный документ. Этот документ – Тора и книги пророков, где описаны обстоятельства, при которых была совершена покупка каждого из этих мест. Но документ теряет силу, если его обладатель сомневается в его подлинности. А, к сожалению, подавляющее большинство народа не считает Тору абсолютно истинным документом, в котором записаны наши права и обязанности, действующие сегодня, как и три тысячи триста лет назад, в момент дарования Торы с горы Синай. Если бы все евреи считали Тору истинной – все бы соблюдали ее закон.

Если размахивать документом, истинность которого ты же сам и опровергаешь…

Бен Гурион, провозглашая еврейское государство, поднял Тору и книги пророков (Танах) и заявил, что это единственное наше право на Землю Израиля.

К сожалению, он так говорил, но не думал. А ведь он сам утверждал, что важно только то, что думают евреи. Если бы Бен Гурион верил в то, что он говорил, то никто бы никогда не поднимал вопроса о нашем праве на Святую Землю. А пока нам, как народу, нечем размахивать перед носом наших врагов.

Вера

Пока мы не поверим в истинность Торы всем сердцем, пока мы не начнем по-настоящему исполнять ее заповеди, подтверждая нашу веру делом, Тора – не аргумент, не документ. Пророки предсказали, что настанет время, когда все евреи потянутся к Торе, ощущая, ее нехватку, как голод (Амос 8:11). Но мы еще не дожили до этого прекрасного времени – времени духовного голода. И сегодня нам нужно помнить правило, которое не было известно Бен Гуриону (если бы даже он знал его, никогда бы не сказал о нем вслух). Это абсолютное правило гласит: тот, кто отказывается от Торы, не верит в свое право на Землю, не любит ее и сам передает ее в руки врага. Это какой-то неумолимый закон природы. И о нем говорит мидраш: «Тора существует только в земле Израиля. И об этом сказано: «Торы нет среди народов» (Эйха 2:9). Но Земля Израиля – это не только место, где следует изучать Тору. Тора раскрывает свойства Земли Израиля. Тора подобна приправе, которая придает вкус пище. Пища без приправы несъедобна, и приправу без пищи никто никогда не употребляет». (Ялкут Шимони, Мишлей 247). Земля Израиля сравнивается с вкусной едой, потому что человек получает наслаждение от Земли. Но, если он не умеет пользоваться приправой, то блюдо окажется безвкусным и, попробовав его, человек отодвинет его от себя, удивляясь, почему его так расхваливали.

События недавнего прошлого

Достаточно вспомнить современную историю трех мест, о которых говорит мидраш, чтобы убедиться в истинности изложенных принципов.

Постройка над пещерами, где похоронены праотцы, была возведена царем Иродом (конец 1го века до н.э.). Вход на нижний этаж здания и в саму пещеру был заблокирован мамелюками в 1274 году, так как султан Бей-Барс решил, что это место настолько свято, что даже мусульмане не должны спускаться на нижний этаж ко входу в сами пещеры, а неверные – христиане и евреи – не должны подниматься выше седьмой ступени на лестнице, ведущей ко входу в здание. Но христиан не было, а евреи, в течение почти 700 лет приходили молиться к могилам праотцев и поднимались до седьмой ступени. В 1929 году евреи ушли из Хеврона после жесточайшего погрома. Ушли, но не отказались от своего права и были люди, которые приезжали молиться. С началом войны за независимость добраться до места захоронения праотцев стало невозможно. 29 иара 5727 года (8 июня 1967 г) рав Горен, главный раввин армии обороны Израиля въехал на джипе в Хеврон. Единственный джип, без охраны, без следовавшей за ним армейской колонны. И, увидев его, во всем городе вывесили белые флаги. Рав Шломо Горен, генерал-майор Израильской армии, потребовал у сторожа пещеры праотцев ключи, и он безоговорочно отдал ему их. Впервые за 700 лет еврей в талите и тфилин молился на месте захоронения праотцев. Однако Моше Даян, министр обороны Израиля, удивленный те, что арабы Хеврона сдались без единого выстрела, вернул им права на пещеру праотцев. Арабы, ожидавшие мести за погром 29 года, не преисполнились благодарности, а сделали свой вывод из его благородного поступка: они решили, что с евреями можно и дальше делать все, что вздумается. В последующие годы велась напряженная борьба, чтобы евреям было дано право молиться в здании, построенном над местом захоронения праотцев. В 1981 году несколько жителей возобновленного еврейского поселения в Хевроне тайно спустились к пещерам праотцев через известный им проход. Но вход в сами пещеры оказался завален землей, по всей видимости, еще до разрушения Храма. Так разве мидраш не прав? Разве оспаривали арабы наше право на пещеру праотцев? Нет, не оспаривали. Сегодня оспаривают, потому что мы сами отказались от этого права. Нельзя всю вину возложить только на тех, кто волею судеб стоит во главе народа. Они лишь отражают общую тенденцию. Связь всего народа с землей, обещанной Аврааму Б-гом и купленной у народов праотцами, оказалась недостаточно крепкой. А жаль.

В третий день шестидневной войны Моше Даян поднялся на башню Августа Виктория, окинул взглядом старый город Йерушалаима, окруженный со всех сторон израильскими десантниками, и глубокомысленно произнес: «Зачем нам нужен этот Ватикан?». Он хотел сказать, что духовные проблемы не волнуют его, и захват храмовой горы, находящейся в руках Иорданского легиона помешает его политике создания светского государства. Но старый город был захвачен. Так получилось. Моше Даян сразу же после Шестидневной войны передал права на храмовую гору международному исламскому комитету. Перед этим он заручился поддержкой трехсот раввинов, которые так же, как и Моше Даян не понимали миссии еврейского народа. Только рав Шломо Горен боролся за то, чтобы храмовая гора осталась в руках еврейского народа.

Рядом с могилой Йосефа рав Гинзбург создал Йешиву. Она не на много пережила мирные соглашения, подписанные в Осло.

Сегодня

Многие религиозные люди предпринимают попытки вернуть нам святые места. А вместе с ними и неоспоримое право на всю святую землю.

*

Упорная борьба приносит плоды.

Сначала несколько человек начали приезжать молиться на могилу Йосефа. Сегодня там можно застать тысячи тех, кто собрались посетить это святое для нас место.

И это не туризм, а провозглашение «ногами» нашего права на поле возле Шхема, когда-то купленное Яаковом, нашим праотцем, а также и на всю землю Израиля. Когда об этом во всеуслышание заявят все евреи, живущие в стране, владения праотцов вернутся к нам.

*

Ни для кого не секрет, что еще двадцать пять лет назад посещение храмовой горы было запрещено негласным указом израильской полиции. Нет, не для всех – только для религиозных евреев. Кипа, борода, цицит – это то, что закрывало ворота на храмовую гору. Все остальные – пожалуйста.  Почему? Полиция исполняла требование мусульманского комитета, устанавливающего порядок на этом святом месте (по соглашению 1967 года). А с точки зрения мусульман просто туристы не представляли никакой опасности. Только те, кто знает, что храмовая гора принадлежит евреям и не откажутся от нее никогда настоящая угроза для имамов и их паствы.  В результате упорной борьбы и попыток молиться на храмовой горе вопреки запрету полиции, власти были вынуждены открыть посещение этого места для религиозных евреев. Большинство раввинов запрещали подъем на храмовую гору, ссылаясь на закон Торы. Это никогда не было оправдано, так как запрета посещать храмовую гору, не заходя на территорию, где когда-то были дворы Храма, не существует. Но сегодня многие религиозные авторитеты отказались от своей позиции. Сегодня десятки тысяч евреев, соблюдающих закон Торы, поднимаются на храмовую гору.

*

Молитвы в Маарат аМахпела никогда не прекращались. Десятки тысяч евреев собираются в Кириат Арба на праздники и приходят молиться к могиле праотцов.

*

Только мы, а не кто-то другой определяем, принадлежит ли святая земля нам.

Рав Зеев Мешков

Статьи в этом разделе

One Comment

  1. Да придут предсказанные пророком Амосом (8:11) в наши дни, и да возвратит Ашем скорее все пределы Своей земли Своему народу!

Оставить комментарий

Еще по теме
Close
Back to top button
Translate »