Статьи-Основные понятия

Кто может ошибаться?

недельный раздел «Вайикра» («И воззвал...»

Первый раздел книги Левит посвящен жертвоприношениям . В частности, описано много жертв, которые приносят за ошибки. Самая любопытная ситуация возникает, если все общество ошибется (Ваикра 4:13) – «И если вся община Исраэля ошибутся, и скроется слово от глаз общины, и сделают одну из всех мицвот Ашем, которые не будут делаться (нарушат запрет «не делай»), и будут виновны». Как это возможно? Традиционно комментируют, что ошибется Сангедрин – Верховный Суд, лидеры народа. Из этого следует простой, но редко делаемый вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь законы даны для их практического использования (Мишне Тора, Законы Царей, 11, 2).

Сама Тора дает примеры ошибок даже наиболее авторитетного мудреца – самого Моше. Во всяком случае, так по Талмуду (Трактат Псахим 66Б), как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец – удаляется его мудрость, …откуда мы учим про мудрость? из Моше, как сказано: paзгневался Моше на военачальников …». Речь идет о войне Исраэля с мидьянами (Бамидбар 31, 13-20). Перед началом военных действий Моше приказал (в соответствии с законом Торы!) убить у мидьян всех мужчин, женщин и мальчиков, а все захваченное имущество очистить. Гнев помешал Моше и «сказал Элазар-коэн воинам…: «вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь» (Бамидбар 31:13-20). Из того, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше, следует, что Моше забыл закон».

В Талмуде имеется даже целый трактат об ошибках «Oраёт», где прописываются процедуры для исправления ошибок, совершенных на любом уровне.

В более позднее время, однако, в вопросе об основаниях авторитета Талмуда, т.е., почему мы должны следовать постановлениям Мудрецов Талмуда, были выдвинуты два основных мнения: потому что они были законодательным органом своего времени (Рамбам) или потому, что мы должны в них верить (Рамбан). Тем самым, Рамбаном были заложены основы культа непогрешимости Талмуда. В новейшее время в определенных кругах была создана целая идеология, по которой мы обязаны верить во всякое слово, сказанное Мудрецами и считать их истиной в последней инстанции по всем вопросам. Наиболее далеко зашел Хазон Иш (1878 – 1953): «Все, что сказано в Талмуде, …будь то Агада (сказания) или Аллаха (законы), – вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник – его продукты некашерны» (Ковец Игрот 1:59). Впрочем, Хазон Иш все-таки милостиво разрешал думать, что земля обращается вокруг солнца, а не наоборот (по книге «Маймонид, Спиноза и мы», р. М Анджел). Но зачем тогда говорит Тора об исправлении ошибок мудрецов, если они, «по определению», непогрешимы?

Антитезис к мнению Хазон Иша демонстрирует глава израильской ешивы, р. Шауль-Давид Бочкo. Один из его принципов преподавания – демонстрация, что нет людей, которых надо считать застрахованными от ошибок. Он разворачивает перед учащимися свою коллекцию ошибок, начиная от поступков самых известных персонажей Торы и Талмуда вплоть до наших дней, когда иногда из-за политического решения раввина может пасть правительство.

Какая же точка зрения лучше? С одной стороны, практически гораздо удобнее удерживать молодежь в повиновении и вообще руководить массами, когда всегда есть ссылка на непререкаемый авторитет. С другой стороны, если все-таки кто-то откроет, что его держали в неведении из соображений, что так лучше, он/она вероятно взбунтуется, и сбросит с себя уже все авторитеты. Кроме того, авторитарная точка зрения способствует подавлению способности критического суждения, которая столь необходима в наше время, когда за нашу точку зрения идет непрерывная пропагандистская борьба. Иными словами, помимо всех жертв, которые описывает Тора, придется во имя раскрепощения разума принести еще одну – пожертвовать верой в существование абсолютного человеческого авторитета. И если в синагоге еще есть кто-то, кто обдумывает житье, «делать бы жизнь с кого», скажу ему не задумываясь – не делай ни с кого. Или уж лучше, с рава Бочкo.

Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »