Недельная главаСтатьи-Основные понятия

Пояснительная записка

недельные разделы «Вайак'эль», «Пэкудэй» («И созвал..», «Счета»)

В молодости я работал инженером и помню до сих пор стиль технических документов 20 века: «Изделие РВ5-3К размещается в кожухе из алюминиевого сплава с вентиляционными отверстиями и гнездами для крепления…». А тут, три с половиной тысячелетия тому назад мы строим Мишкан: «Длина покрывала одного восемь и двадцать по локтю и ширина четыре по локтю – покрывало одно, мера одна для всех покрывал.

И соединил пять покрывал одно к другому, и пять покрывал соединил одно к другому.

И сделал петли тхэлет на кромке покрывала одного с края в соединении, так сделал по кромке покрывала крайнего в соединении втором…» (Шмот 36, 9-11). А это зачем?

Только что мы слышали Десять Заповедей с Синая, Моше нам принес каменные скрижали, нам простили золотого теленка и Всевышний обещал идти с нами вместе в Эрец Кнаан.  И вот, среди всех этих важнейших событий идет подробнейшее, чисто  техническое описание: «Пятьдесят петель сделал в покрывале одном и пятьдесят петель сделал на краю покрывала, которое в соединении втором. Соответствуют петли одна к одной…» (Шмот 36, 12). А если петель этих будет 48 или 52? А если полотно шатра окажется не 28 локтей (примерно 14 метров), а 29? Вот мы не знаем размеров и формы шатра Авраама (а он принимал в нем посланцев Всевышнего!) и ничего, образ нашего великого праотца не потускнел. Нам не рассказали ничего о посохе Моше, а он мог обращаться змеем и рассекать море. А тут Тора столбец за столбцом, не жалея места, скрупулезно выписывает: «И сделал пятьдесят крючков золота, и соединил покрывало одно к одному крючками, и стал Мишкан одним» (Шмот 36, 13). Но это Тора, случайностей в ней быть не может. Надо пытаться понять и, в любом случае, даже не до конца понимая, надо стараться исполнить. Мишкан – место Встречи Человека и Всевышнего. И если Тора не жалеет слов для его описания, значит именно таким и должно быть это место, и никак иначе: «И сделал покрывало коз для шатра на Мишкане: одиннадцать покрывал сделал их» (Шмот 36, 14). И Мишкан верно служил нам 39 лет в Пустыне, а потом еще почти 400 лет в Стране Израиля, в разных местах Страны стоял шатер, укрытый покрывалами «Длина покрывала одного тридцать по локтю и четыре локтя ширина покрывала одного: мера одна для одиннадцати покрывал» (Шмот 36, 14). Через странствия и войны прошел Мишкан с нами, замечательно выполняя все свои функции, до тех пор, пока царь Израиля не решил: «Негоже мне жить в каменном доме, а у Всевышнего дома нет!». И был построен Храм. Он был велик. Тесаный камень и кедровое дерево, мрамор и золото поражали и восхищали. И был в Храме Ковчег Завета и Менора, стол для хлебов предложения и два жертвенника, только не было в нем ни покрытия из «шкур баранов красненых», ни «брусьев (из) деревьев шитим, стоячих».

И Храм не устоял перед нашествием врагов.

И был Второй Храм, перестроенный царем Иродом – еще больше золота и мрамора, серебра и бронзы – громада, летящая над городом… И он сгорел. И тогда мудрецы сказали, попробуем жить так, без Мишкана. И тысячелетия перечитывали Тору, не пытаясь собраться и сделать «… сорок подножий их серебра: два подножия под брусом одним и два подножия под брусом одним» (Шмот 36, 26).

И возвращаясь в Страну, выбрали место для общения со Всевышним у стены, окружающей гору Мориа, стены, закрывающей груды строительного мусора времен царя Ирода.

Мы с нетерпением ждем Машиаха – помазанного правителя Израиля, мы ждем возобновления раскрытия Творца. А рецепт в нашем недельном разделе: раскроем старое описание и приступим:  пять покрывал, пятьдесят петель, брусья, подножия, засовы…

Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »