Недельная главаСтатьи-Основные понятия

Таинство счета

недельный раздел «Ки Тиса» («Когда вознесешь…»)

Наша стоянка у горы Синай – преддверие путешествия по пустыне. Готовясь к путешествию необходимо произвести перепись народа. Потом народ будет структурирован: в поход тронутся четыре стана по три колена в каждом и, между ними – стан колена Леви. Вспомним, что в Торе пастух и стадо – символы народа и его предводителя. Казалось бы, пересчет овец в хозяйственных и ритуальных целях – несложное, хорошо знакомое Моше дело, который «пас овец тестя своего – Итро». Но Тора предлагает специальную процедуру: «И говорил Ашем Моше, сказав: Когда вознесёшь (подсчитаешь) голову сынов Исраэля по подсчётам их, и дадут Муж выкуп души своей для Ашем при подсчёте их, и не будет среди них мора при подсчёте их. Это дадут всякий проходящий по подсчётам: половину шекеля по шекелю выделенности: двадцать гера (мера веса) шекель, половина шекеля – возношение для Ашем. Всякий, проходящий по подсчётам – от двадцатилетнего и выше – даст возношение Ашем» (Шмот 30, 11-14). Причем отклонение от описанного способа грозит, не дай Б-г, мором среди евреев.

Чтобы понять, чем опасен подсчет людей, подумаем, что мы считаем?

Если некто хочет узнать, сколько слитков золота в его сейфе, он их, разумеется, пересчитает. Но никому не придет в голову пересчитывать рисинки в мешке, достаточно их просто взвесить. Пересчет чего бы то ни было – придание каждой единице самостоятельной ценности. Понятно, что каждый слиток золота (монета, серебряная ложка, денежная купюра) ценен сам по себе (и вне связи с иными слитками). А одна рисинка ценности не имеет, и пересчитывать весь мешок риса – бессмысленно.  События Исхода превратили еврейский народ в одну функциональную единицу: «… сын мой, первенец мой – Исраэль!» (Шмот 4,22). И распад этого единства, необходимого для Синайского Откровения, распад вследствие пересчета, когда каждый про себя будет «слишком много воображать» Тора и называет – «мор». Это уничтожение главного достоинства еврейского народа – его соединенности в одно целое. Вторая опасность явного пересчета людей – сопоставление человека и его порядкового номера. Сочтённые в первом десятке, первой сотне, первой тысяче могут счесть себя более важными в общей массе, чем учитываемые в следующих сотнях и тысячах. А суть Исраэля – считать себя вторыми по отношению к Первому. Именно поэтому Тора и соединяет множественное в единственном: «голову (ед. число) сынов (мн. число) Исраэля», а пересчет заменяется взвешиванием обезличенного серебра (шекель – мера веса драгоценных металлов, по разным источникам от 8 до 22 грамм). Наконец, простой пересчет проблематичен, т.к. ограничивает народ Израиля, бесконечный по своей Божественной природе.

Совершенство и полнота каждого отдельно взятого еврея реализуется только через его «частность» в общееврейском организме. Совершенство детали в том, что она – важная на своем месте – часть механизма. Это соотношение части и целого и выражено в монете весом полшекеля, она же десять гер (десять – полнота).

Кроме задачи соединения всех евреев в одно целое, половина шекеля отражает еще одну проблему, о которой сказано в словах молитвы: «И будет в тот день Всевышний – Один и имя Его (Исраэль) – Один». Но каким образом может произойти соединение Творца и Его первенца? С ответом на этот вопрос затруднился Моше. Мудрецы говорят, что Моше спросил какую монету следует использовать и, согласно мидрашу, Всевышний продемонстрировал ему огненную монету в полшекеля. Огненная (огонь – символ духовности) монета достоинством в полшекеля была ответом создателя. Если мы отдаем себя, сознавая свою «половичатость», то Всевышний со Своей стороны добавляет десять гер и делает шекель цельным. Функциональность нашего несовершенства (неполноты) в том, чтобы дать Всевышнему дополнить собой нашу половинку, тем самым приводя нас к прилепленности к Творцу.

Пересчет проводится для военнообязанных мужчин – «от двадцатилетнего и выше». Указанный способ столь важен, что Тора подчеркивает, это не проявление щедрости, но: «Богатый не умножит и бедный не уменьшит от половины шекеля, чтобы дать возношение Ашем, искупить души их» (Шмот 30, 15). Т.е. если у кого-то нет нужного количества серебра, то ему, конечно, надо оказать денежную помощь, но – за рамками самой процедуры пересчета.

Ну и напоследок. В современном Израиле есть монеты в 5,10 и 50 агорот (агора – сотая доля шекеля), 1,2,5 и 10 шекелей. Вы, наверное, уже догадались, что самая большая по размеру монета – 50 агорот – полшекеля.

Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »