Отзывы и вопросы о «Молитвеннике для Бней Ноах»

  • Пожалуйста, ознакомтесь с представленными ниже вопросами-ответами, прежде, чем отсылать ваш вопрос.

Список вопросов-ответов

  1. Вопрос по молитве Шма

Вопрос по молитве Шма. (1). разве она не обращена к Израилю? как же БН ее читают? (2) сидуре дана усеченная версия этой молитвы, только первый отрывок. Но разве она относится к БН? ведь там сказано «И в знак повяжи их на руку твою, и будут они украшением над глазами твоими, и напиши их на косяках дверей дома твоего и ворот твоих.» – а это ведь про тфилин и мезузу, – разве это релевантно для БН?

Ответ 

1. По поводу мезузы – рав Шерки и многие другие раввины полагают что нет никакого запрета БН повесить мезузу на двери. Некоторые считают желательным чтобы украшение мезузы подчеркивало ее “ноахидность”, но это детали.

2. то что рав Шерки в своем молитвеннике поместил краткую версию молитвы Шма свои – это прежде всего только рекомендация, это не обязательно.

3. Первая часть молитвы Шма совершенно универсальна и подходит для всех. Во второй и третьей части напрямую сказано про жизнь еврейского народа в Стране Израиля, про заповедь Цицит, поэтому они более спецефичны. – но в первой части напрямую про заповеди не сказано.

4. Конечно, с точки зрения Галахи слова ” повяжи на руку”, и “будут украшением перед глазами”и “напиши на косяках” относятся к заповедям Тфилин и Мезузы, но с точки зрения простого смысла текста Торы здесь говорится не об этом, – а о том, что нужно смотреть на мир и действовать, (глаза и руки), итакже устраивать свой дом и свой город в соответствии с подходом Торы. Кроме галахического смысла здесь есть общий смысл, простой смысл текста (и из-за того, что мы знаем галахический смысл, он иногда вытесняет прямой смысл – но это не должно быть так).

5.  Надо отметить, что есть в еврейской традиции комментаторы, которые стремятся связать текст Торы  с Галахой, например, Раши, а есть другие, например, Рашбам, который как раз говорит о не простом понимании текста безотносительно к галахе, в смысле, как общие идеалы. Поэтому отдельный вопрос, могут ли  Бней Ноах надевать Тфилин или вешать Мезузу (мезузу я думаю вообще нет проблем, с тфилин есть некоторые проблемы) – но совсем не обязательно читать этот текст как про мезузу и тфилин, можно читать его как общие указания – и тогда он безусловно имеет смысл для всех.

6. Фраза “слушай Израиль”  может пониматься не только как “те кто является Израилем это говорит”, – но как обращение к Израилю, как к источнику монотеизма для человечества. И тогда здесь подчеркивается, что Всевышний является Богом для всего человечества, но это именно, то понимание Всевышнего, который принес народ Израиля. Поэтому эта фраза может быть близка всем БН.

Пинхас Полонский

Back to top button
Translate »