Вопросы-Обычаи и практикаОтветы на вопросы

Можно ли Бней Ноах устанавливать религиозные церемонии?

Если Бней Ноах будут устанавливать для себя религиозные церемонии – нет ли в этом опасности создания новой религии?

Рав Исраэль Хаит в своей статье: “Религия, Опасность!” http://www.ybt.org/essays/rchait/bnoach/bneinoah.html приводит мнение по поводу соотношения Иудаизма и других религий. По его мнению путь иудаизма совершенно противоречит символическим действиям, а опирается лишь на разум и Божественные законы. Он выражает опасение, что если Бней Ноах начнут создавать свои ритуалы и церемонии, то они станут при этом на путь ведущий к новой религии, что запрещено.

Мы попросили раввинов Брит Олам ответить на эту статью.

Рав Холандер:

Рав Хаит в своей статье дает определение идеологии Торы,  и это определение можно было бы назвать “Идеология иешивы”. Как и любая другая идеология, она выглядит красивее, чем реальность. Я предпочитаю иметь дело с реальностью, а не с идеологией.

Тора не существует без людей. Закон же является продуктом человеческого творчества, основанного на Торе, которую мы получили от Моисея и через цепочку традиции.

Закон не определят истину, а лишь устанавливает, что нужно делать. Рав Овадия Йосеф определяет закон, который был установлен в результате разногласий законодателей, как «правильное действие, которое, при этом, не отвергает спорного мнения, хотя оно и не принято как руководство к действию». Поэтому закон не определяет идеологическую истину. Он только определяет наши действия.

Рав Хаит не признает символическую интерпретацию. Это его право. Но другие раввины считают такую интерпретацию допустимой. Рав Шимшон Рафаэль Гирш вернул к Торе жителей Франкфурта через объяснения Торы с использованием символической интерпретации. Вся каббала опирается на символическую интерпретацию.

В отношении Бней Ноах:

Нет запрета добавить символические акты, но лишь необходимо, чтобы всем было понятно, что эти символические акты Бней Ноах выбрали себе сами, а не приписывают это Божественному указанию. Подобно тому, что я могу принять решение славить Бога в одно и то же время каждый день, в час, который не записан в Шулхан Арух, – при условии, что я не буду утверждать, что это позитивная заповедь от Бога, которая требует от всех делать именно так. Но если я скажу, что этим я исполняю заповедь молитвы, как это сформулировано у Маймонида (что любая молитва реализует заповедь служения Богу), то это ни в коем случае не является грехом.

Заповедь любви к Богу может быть реализована с помощью разных действий, и символические акты тут не являются исключением.

Существует опасность: что будущие поколения будут думать, что подобные установления, которые они переняли у своих родителей, является Божественной заповедью, и они обязаны исполнять ее в точности так, как их родители и учителя. Это опасность существует в любой традиционной культуре. И об этом сказал рав Ицхак Колиц, комментируя стих Второзокония 12:4: “Не делайте подобного для Господа, Бога вашего” – означает  «не превращать хорошие обычаи в предмет поклонения».

Рав Ури

Я не согласен с мнением рава Хаита в данном вопросе.

Я стремлюсь определять «обязательное и запрещенное» в строгом соответствии с еврейским законом, не расширяя этого.

Бней Ноах, по мнению Гаонов, обязаны молиться. Молитва является чисто религиозным актом. Кроме того, по мнению Маймонида они могут приносить жертвы всесожжения Богу в любом месте. И это действие является в максимальной степени символическим и ритуальным.

 

Маймонид писал, что они не должны придумывать религию по собственному усмотрению, но по согласованию с мудрецами Израиля, они могут устанавливать религиозные церемонии.

По мнению же многих раввинов, которые считают что Маймонид разделял понятия “гой” и “Бен Ноах” (и этой точки зрения придерживаемся также и мы) Бен Ноах может исполнять многие заповеди, включая заповедь Субботы.

 

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »