Божественная неделя
В. Комментарий Раши объясняет, что у слова “йом” может иметь разный смысл, как, например, “тысячу лет” и отсюда он делает вывод, что, возможно Бог создавал вселенную и мир не за шесть дней, а гораздо дольше. Суть Торы не сказать нам, КАК Господь создал вселенную и мир, но дать нам знание о том, КТО творит чудеса. Я могу согласиться с этим мнением Раши. Однако, это подводит меня к другому вопросу (и к моему удивлению и счастью мой сын 15 лет, которому я объяснил мнение Раши, задал мне точно такой же, вопрос) именно: если, слова “йом” нужно быть объяснять по-другому и, таким образом выходит, что Бог действительно не создал мир за шесть дней, то как мы должны понять заповедь, работать шесть дней и соблюдать Шаббат на седьмой день? Кажется очевидным, что существует четкая связь между днями Бога, в которые он создавал Вселенную и весь мир, и днем, когда Он отдыхал, с одной стороны, и тем, что Бог заповедовал людям, жить в ритме семи дней, с другой стороны. Не является ли это доказательством того, что “йамим” – дни упомянутые в главе Берешит должны быть приняты в буквальном самом прямом смысле: “день – 24 часа”?
Я согласен с Раши, что не так уж важно нам знать, КАК и за сколько дней Бог сотворил мир, и что самый важный урок, должно быть, что мы верим и знаем, что Всевышний единственный Создатель, но я с другой стороны я не могу поверить, что нет никакой связи между шестью днями Творения и седьмым днем отдыха, и этим ритмом из семи дней, которые Господь дал нам.
Я (и мой сын тоже :)) очень хотим знать, как вы объясняете это слово Торы, и мы хотим заранее сказать: “Тода раба” за ваше время и энергию и “shlicha” за мой плохой английский 🙂 [Письмо раву написано из Нидерландов]
О.
Божественные “шесть дней” не совпадает с нашим человеческим понятием времени. Но, тем не менее, есть параллель между нашей неделей и божественной “неделей”. Это свое года проекция высокого уровня на уровень более низкий.