Разрешение обетов
Если БН дал клятву перед Творцом /и или перед человеком/, а потом решил отказаться от выполнения как и что по галахе ему нужно сделать?
Ответ рава Холандера
Есть общее правило, в соответствии с которым, то, что разрешено евреем, не должно быть запрещено неевреям. И поскольку мы считаем возможным расторжение обетов у евреев, то и для Бней Ноах это должно быть возможно.
Весь вопрос в том, как это должно делаться.
В Торе по поводу обетов написано: “И говорил Моше главам колен сынов Израиля, говоря: вот что повелел Господь: Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать” (Числа 30:2-4). Почему в Торе это разъяснение обращено к главам колен? И почему в галахе принято обращаться за расторжением обета к мудрецу или в Бейт Дин?
Ответ: Все признают, что если человек обязуется сделать что-то и не выполняет, то это плохо. Человек после этого не заслуживает доверия, и общество относится к нему соответственно. Да и сам человек осознает, что потерпел неудачу. Однако, если он получит разрешение от главы колена или от Бейт Дина или от мудреца, то общество понимает, что вопрос был проверен, и что отмена его обязательства оправдана, и человек не теряет доверия.
Поэтому можно предложить для Бней Ноах, чтобы главы общин приняли на себя обязанность заниматься обетами членов общины. Они должны услышать от человека, какое обязательство он на себя взял, и по какой причине хочет его отменить. И в случае, если им представится это возможным – расторгнуть обет.
В общем случае считается, что желательно найти облегчающие обстоятельства, которые позволят отменить обет. Нужно осознать, что тот, кто дает обет, о котором потом жалеет, – обычно ошибается в оценке своих возможностей, или в оценке причин, которые привели его к взятию обета. И если бы человек беря обет, принял во внимание ту информацию, которая есть у него сейчас, то он бы не взял такого обета. И на этой основе строится возможность отмены обетов.
Если обет не был известен обществу, то не разглашают ни сам обет, ни его отмену. А если об обете было широко известно, и взявший его впоследствии пожалел о том, что сделал, то можно рассказывать обществу об отмене. Однако, не всегда следует сообщать, из каких соображений было решено обет отменить. Если человек, взявший обет не хочет, чтобы о подробностях дела стало известно, то о них рассказывать не следует.