Шалом, уважаемый рав! Может ли бней Ноах поститься в Йом Кипур, прощаются ли ему в этот день грехи как еврею?
Йом Кипур ещё до сотворения мира был в замысле Творца, и был спущен в череду года как день прощения, а точнее, как искра грядущего мира, в котором есть полное раскрытие Единства Творца-Милосердного. Получается, что в этот день Творец раскрывается Властью Единства, и прощает людей независимо от их деяний, как пишет об этом Рамхаль в Дерех Ашем часть 2, глава 8:1:
«Еще из того, что мы можем различить в провидении Всевышнего, что все порядки провидения и его пути – это прямота суда и четкость закона, как сказано (Теилим 45:7): «Скипетр Твоего Царства – скипетр прямоты». И написано (Мишлей 29: 4): «Царь правосудием установит землю.
И однако мы знаем поистине, что желание Святого, благословен Он, только делать добро, и Он любит Свои творения, как отец любит своего сына. Но по причине самой любви следует держать сына в строгости, чтобы в конце концов одарить его добром, как сказано (Дварим 8:5): «Ибо, как отец наказывает своего сына, Ашем, твой Б-г, наказывает тебя.
Получается, что правосудие и закон сами по себе проистекают из источника любви, и наказание Всевышнего – не удар врага и мстителя, а наставление отца, желающего добра сыну, как мы упомянули.
Из этого принципа вытекают два следствия: первое, что само наказание будет «подслащено» и не будет тяжелым и жестоким, ибо любовь «разбавит» суд милосердием; и второе, что иногда, в необходимый момент, перейдет Господин, благословен Он, через черту закона полностью и будет действовать милосердно, как сказано (Шмот, 33:19): «И помилую, кого решу помиловать, и пожалею, кого решу пожалеть.
И получается, что Святой, благословен Он, возжелав свободный выбор человека и справедливость закона воздаяния, чтобы заплатить человеку по его делам, ставит как бы Свое управление в зависимость от действий человека, и воздает человеку добром или злом только по его делам.
Но на самом деле Господин, благословен Он, не подчинен никакому закону и не нуждается в ни в ком другом. Он не принуждается ничем, и поэтому, когда захочет использовать Свою вознесенность над всем, будет действовать и управлять по Своей воле, совершенно без вынуждения или задержки. Однако, когда Он управляет согласно правосудию, будет действовать согласно упомянутой зависимости (от человеческих действий); но когда Его Мудрость сочтет подобающим перейти черту закона, Он использует Свою вознесенность и единство Своей власти, не вменит в вину преступление и исправит Своей великой силой все, что было испорчено».
Конец цитаты. (Приведен весь первый параграф без последнего абзаца.)
Получается, что в этот день осуществляется замысел творения – раскрытие Единства Творца, к чему Он весь мир и ведёт. Зная об этом, человек, который постится, освобождаясь от давления тела, поднимается на уровень ангела, как бы вкушая то, что его ожидает в грядущем мире – полное наслаждение от близости Единого Творца. Так может всё-таки, для бней Ноах есть смысл в Йом Кипуре, в глобальном контексте общего замысла Творца, а не в привязке к золотому тельцу? Тем более, что в этот день Творец раскрывается Единством Милосердия, независимо от деяний человека, выходя за черту закона.
Мишна прямо говорит: “В Рош-hа-Шана все люди мира проходят перед ним словно ягнята “. Фраза «все люди мира» включает всех людей, будь то еврей или нееврей. И также в Мусафе Рош hа-Шана: “Кто не будет учтен в этот день? Ибо память о всяком создании предстает пред Тобою – дела человека и его назначение, действия и поступки мужа, размышления человека и его намерения, и побуждения к действиям человеческим.”
Рамбам в законах тшувы пишет “Йом кипурим, день раскаяния для всех”, и это включает всех. И он продолжает: “И это завершение прощения и помилования для Израиля”. Отсюда понятно, что в Йом Кипур евреи заканчивают процесс исправления, но не другие народы. И это потому, что для них есть еще дополнительное время искупления в Суккот, когда приносят в жертву 70 быков за все народы.