Вопросы-Основные понятияДекларация БНОтветы на вопросыОтветы на вопросы

Благословение Авраама

 “То Я благословлять буду тебя…И благословятся в потомстве твоем все народы земли…” Что понимается под словом “благословение”? Что получат народы земли через потомков Авраама? Кто относится к потомкам Авраама?

На вопрос “Кто считается потомками Авраама” – ответ довольно простой: “Ибо в Ицхаке наречется тебе потомство” (Берешит 21:12). Именно Ицхак считается потомком Авраама. “В Ицхаке”, а не весь Ицхак, потому что сын Ицхака Эсав отделился. Благословение перешло к Якову и всем потомкам Якова.

У следующего вопроса есть две части, первая: “В чем смысл понятия “благословение”? И вторая: “Что получат народы мира через потомков Авраама?” На этот вопрос ответить труднее. Каков вообще смысл благословения, которое дает один человек другому? И что получают от потомков Авраама?

Аврааму было сказано: “И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные.” (Бытие 12:3)

Однако, и Якову сказано: “И вот, Господь стоит при нем и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные.” (Бытие 28:13-14)

Бог сказал Аврааму: “и будешь благословением”. Будешь такой вещью, которая добавляет, которая полезна другим людям. Таким образом, те, кто благословят тебя получат нечто хорошее. И это благословение Бога Аврааму было дословно передано Якову. Что подтверждает ответ, который мы уже дали на первый вопрос.

 

В чем же состоит польза, которую могут получить от Израиля, те, кто благословляют сынов Израиля?

По моему мнению, нет однозначного ответа, поскольку благословение и польза, которая нужна одному народу не идентична пользе, которая нужна другому. А когда получают ненужное, в таком благословении  нет никакого смысла.

Понятно, что во всем древнем мире были вещи, которые с необходимостью должны были быть осознанны, и это произошло через народ Израиля. Например, можно рассмотреть отношение к рабам. Этим вопросом в первую очередь занимается Тора в главе посвященной законам. И Тора обращается со словами “Это законы, которые ты поставишь им” к бывшим рабам, к тем, кто только что освободились от рабства. Они вышли из рабства которое было реализовано в Египте по всем законам, принятым в те времена у народов. Тот, кто хочет благословить Израиль, он поймет, как нужно относиться к рабам. И тоже самое в отношении других заповедей, таким, как отношении к бедным и к пришельцам.

 

Шабат – это подарок миру. И многие поколения другие народы ненавидели Израиль за соблюдение субботы. Когда же научились благословлять Израиль за субботу, распространилась суббота в том или ином виде по всему миру с пользой для людей.

Что же Израиль может дать миру сегодня?

Понятно, что из евреев вышло многих нобелевских лауреатов, а также много научных достижений, тех ученых, которые не получили нобелевских премий, И это благословение миру, но понятно также, что это благословение не только тем, кто благословляет Израиль, но и всему человечеству.

Поэтому, главная задача Израиля выполнить, то, что сказано: “Вы будете мне царством священников, и святым народом” (Исход 19:6), а также: ” Ибо уста священника (должны) хранить знание, и Тору искать (должно) из уст его, ибо посланник Господа Воинств он.” А именно, тот, кто придет учиться у Израиля, он будет благословен и получит Тору от народа Израиля – и это благословение именно тем, кто благословляет, ценит Израиль, и хочет получить от Израиля “ищет из уст его”, и получает Тору. С помощью диалога между Израилем и теми, кто ищет, разовьется “Тора” – семи заповедей Ноаха, в том виде, как она подходит к каждому народу, к каждой семье земли. Каждой семье земли, в соответствии с ее особенностями.

Рав Ишаяhу Холандер.

Добавлю, что Рамбам в Путеводителе Растерянных пишет, что “благословятся” – означает, что народы будут гордиться родством с праотцем Авраамом, и по семейной линии (даже тогда, когда это не верно) и в духовном плане.

Еще следует добавить, что на иврите слово “браха”, кроме как благословение, означает также и сельскохозяйственную операцию с виноградной лозой, когда одну из ветвей винограда присыпают землей, чтобы она дала корни, и чтобы от нее выросла новая лоза. При такой аналогии Авраам – это земля, в которой лозы народов обновляются для строительства нового человечества.

Главный вклад народа Израиля, это святость общего, как это объясняет рав Кук в книге Орот, и в статье “К процессу развития идей в еврейском народе” ч.2.

Но еще до того, как это мессианское время придет, и станет возможной связь с Богом всего общества в целом, еврейский народ уже дал человечеству путь связывающий Бесконечную Божественность с отдельным человеком. Для Бней Ноах это дает возможность декларировать принятие заповедей Бней Ноах перед еврейским судом (Бейт Дин), что переводит их в статус “обязавшегося выполнять”. В  метафизическом плане этот статус открывает для них возможность полноценной связи со Всевышним.

Рав Ури .

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »