Сукка мира
Если кто-то любит мир настолько, что и тогда, когда он вынужден воевать, он сокрушается, то он приближается к нравственному сознанию Израиля.
Суккот это пасторальный, сельский праздник. В том время, как все остальные праздники происходят в доме, суккот празднуют вне дома, в зеленом месте, там где мы берем четыре вида растений, на которые нам в этот праздник заповедано произносить благословения. Сама сукка тоже должна быть построена из растительных материалов, из зелени, радующей нас. В этом есть некое примирение с естественным миром. И это служит основой идее освящения природы, которую мы находим в еврейской философии.
Обычно мы обращаем свое внимание на святость, которая вне природы, на святость, которая призывает нас с природой воевать. Но в праздник Суккот после того, как мы уже прошли Рош hа-Шана и Йом Кипур, после того, как мы избавились от наших грехов, мы больше не боимся природы.
Больше того, мы радуемся этому сельскому празднику, и поэтому приглашаем народы мира участвовать в нашей радости в праздник Суккот. И саму идею святости заложенной в природе мы черпаем из нашей связи с другими народами. В праздник Суккот в Храме приносили в жертву 70 быков, для искупления 70 народов мира.
В то время, как в Песах мы подчеркиваем трения, которые могут быть между Израилем и другими народами, праздник Суккот выражает примирение, любовь и мировое братство.
Талмуд (в Трактате Авода Зара) образно рассказывается о том, как в будущем народа мира придут к Всевышнему и скажут ему: “Мы хотим удостоиться того же, чего удостоился Израиль в процессе истории. Что мы можем сделать?” И тогда Всевышний даст им заповедь сукки.
Что такое заповедь сукки? Это способность достичь мира, когда в одной суке оказывается возможным усадить весь народ Израиля, все человечество. Способность выполнить эту заповедь – это способность жить в братстве и мире с другими людьми, и это самый важный параметр по которому будут судить человечество в конце времен.
Талмуд говорит, что опасность состоит в том, что если станет слишком жарко, то народы мира выйдут из сукки (кстати, это разрешено), но они в таком случае могут еще и пнуть сукку. Имеется в виду, что человек может захотеть освободиться от своей обязанности в области установления мира.
Но не так нужно вести себя с суккой. Иногда, когда есть сложная ситуация, приходится с сожалением выйти из сукки. И это означает, что есть ситуации, когда мы вынуждены выйти из ситуации мира, и даже иногда воевать, но у нас нет стремления к войне. Мы не рады тому, что нам пришлось сбросить бремя мира, а наоборот, мы сокрушаемся о том, что иногда мы не можем реализовать ценности мира. И это критерий, по которому будут в Будущие Времена судить народы мира.
Если кто-то любит мир настолько, что и тогда, когда он вынужден воевать, он сокрушается, то он приближается к нравственному сознанию Израиля. И это и есть, на самом деле, ожидание будущих времен, времени, когда весь мир будет жить в мире, и когда, по словам пророка Захарии, народы придут в Иерусалим приносить жертвы Богу в праздник суккот.
У нас есть свидетельство Иосифа Флавия, историка и военного, который рассказывал о конце периода Второго Храма, и говорил, что видел в праздник суккот многие тысячи людей из других народов мира, которые приходили в Храм, для того, чтобы радоваться с народом Израиля, радоваться Божественному Присутствию в исправленном мире, в мире после Судного Для, в мире, который не знает, что такое грех.
Мир, в котором злое начало побеждено, это мир, в котором человек может жить в радости между человеком и человеком, вместе с природой. И природа и человек вместе с Творцом. И это огромное ожидание этих дней. Мы ждем, что все жители мира, все Бней Ноах, придут в радости вместе с нами в Храм, в то место, которое будет местом молитвы для всех народов.
Радостного праздника.