Расписание молитв на дни года
Праотцы учили нас правильному пути, обращаться к Творцу три раза в день: утром, после полудня и вечером. И для этого они установили три молитвы.
- Утренняя молитва – Шахарит, ее можно читать с восхода солнца и до полудня.
- Дневная молитва – Минха, ее можно читать во второй половине дня до вечера (захода солнца).
- Вечерняя молитва – Арвит – читается с начала вечера до полуночи.
Это каждодневные молитвы. В субботы, праздники и новомесячье делаются изменения в тексте молитв.
Молитва, называющаяся “Амида” (“стояние”) – является центральной в порядке молитв. Ее произносят стоя, шепотом. Она состоит из трех частей, которые отражают сущность молитвы:
- Три первые благословения – восхваления Творцу.
- Средние благословения – просьбы, связанные с потребностями человека и человечества.
- Три последние благословения – окончание молитвы и благодарность.
Молитвы буднего дня
Молитвы в Субботу
- Перед приходом Субботы хорошо зажечь свечи
- Прочесть книгу Песнь Песней (в Танахе).
- Веча Субботы
- Чтение Шма с благословениями – для Субботы и праздников
- Субботняя Амида
- Окончание молитвы
- Утренние благословения и псалмы также, как в будни
- В конце псалмов восхваления добавляют молитву Душа всего живого
- Чтение Шма с благословениями для Субботы и праздников
- Субботняя Амида
- Публичное чтение Торы
- Слова Торы.
- Молитва за общину, за мир ане, за мир государству Израиль и за мир во всем мире
- Окончание молитвы
- Молятся обычную молитву Арвит, как в будни, но добавляют вставку: “Ты даровал нам способность постигать в четвертое благословение”.
- Церемония hавдалы
Новомесячье
Новомесячье по еврейскому календарю может продолжаться, как один день, так и два дня. Отмечается в первый день нового месяца, или если новомесячье продолжается два дня, то в тридцатый день предыдущего месяца и в первый день нового месяца.
- В молитве Амида добавляют вставку: “Пусть поднимется в 17 благословение”.
- После Амиды читают сокращенный hалель (Псалмы восхваления). Исключение составляет начало месяца Тевет, приходящееся на Хануку, в который говорят полный hалель.
Праздники по порядку их следования от Новолетия
1. Тишрей
а) 1 и 2 день Тишрей – Новолетие
- Перед приходом праздника зажигают свечи.
- (Если праздник пришелся на Субботу – начинают со вечи субботы, но в сокращении, с Псалма 29 – Псалом Давида ).
- Чтение Шма с благословениям в праздничном варианте
- Перед молитвой Амида говорят стихи о трублении в шофар. Молитва Амида
- Окончание молитвы
- Поздравляют друг друга: “На добрый год да будешь ты записан и подписан!”
- Дома делают Кидуш на Новолетие (в Субботу начинают с освящения Субботы). Говорят благословение благодарности (Который даровал нам жизнь). Хлеб окунают в мед. У некоторых есть обычай окунать хлеб в мед до конца праздника Суккот.
- Во время трапезы едят яблоко в меду и говорят: “Да будет твоим желанно Тебе, чтобы Новый год был для нас хорошим и сладким”.
- Читают молитву так же, как в Субботу и праздники, со следующими изменениями:
- После чтения благословения Йиштабах читают Псалом 130: “Из глубин взываю к Тебе”.
- Перед молитвой Амида говорят стихи о трублении в шофар. Молитва Амида
- Чтение Торы. В первый день Новолетия читают из книги Бытие гл. 21, во второй день Новолетия – Бытие гл. 22.
- Слова Торы.
- Молитва за общину, за мир ане, за мир государству Израиль и за мир во всем мире
- Псалом 145
- Дополнительная молитва – Мусаф на Новолетие. …
- В некоторых общинах трубят три раза в процессе чтения всеми молитвы Мусаф (после благословения “Царство Всевышнего”, после благословения “День Памяти” и после благословения “Трубление в шофар”), в других трубят только при повторении кантором этой молитвы.
- Трубят длинное Труа.
- Окончание молитвы
- Перед трапезой делают освящение (кидуш) Новолетия
Дневная молитва – Минха Новолетия
- Зажигают свечи.
- Порядок молитв такой же, как и в первый день праздника. Если первый день выпал на Субботу, то в вечернем Кидуше добавляют благословение разделения – hавдалу см…
- Порядок дневных молитв такой же, как в первый день, но во время чтения Торы читают другой отрывок.
- На исходе праздника в четвертое благословение Амиды добавляют вставку: “Ты даровал нам способность постигать”.
- Церемонию hавдалы проводят без благовоний и без свечи
б) 3-10 Тишрей – дни раскаяния
Каждый день после псалмов восхваления читают Псалом 130: “Из глубин взываю к Тебе”. В молитвах делают изменения, в соответствии с написанным в молитвеннике.
в) 10 Тишрей – День Искупления.
В День Искупления человек дает себе отчет о своих поступках, раскаивается во всех грехах и просит за них прощения у Творца. И, если его раскаяние честное и истинное, то обещано ему, что он получит прощение.
- Вечером перед приходом праздника зажигают свечи.
- Утренняя молитва Шахарит читается так же, как в Субботу, а молитва Амида – Дня Искупления.
- Порядок дневной молитвы Минха такой же, как в Субботу.
- На исходе Дня Искупления читают в Амиде в 4-м благословении (Познание) вставку “Ты даровал нам способность постигать”.
- Делают церемонию разделения – hавдала над бокалом вина, и со свечой, но без благовоний. Однако если День Искупления совпал с Субботой, то добавляют благовония.
Сидят в шалаше – сукке. Едят и спят в шалаше все семь дней праздника, если погодные условия это позволяют.
Каждый день, кроме Субботы возносят “четыре вида растений” (лулав).
Перед наступлением праздника зажигают свечи и произносят благословение благодарности (“Который даровал нам жизнь”).
- Вечером, если праздник пришелся на Субботу – начинают со вечи Субботы, но в сокращении, с Псалма 29 – Псалом Давида
- Утром читают молитвы в том же порядке, как в Субботу, текст молитвы Амида для праздников – После молитвы возносят Лулав, и читают полностью Псалмы восхваления / hалель: Чтение Торы – Числа 29, 12-16. Окончание молитвы такое же, как в Субботу. После этого делают Кидуш в сукке и едят праздничную трапезу.
- Дневная молитва – Минха: Псалом 145, праздничная молитва Амида и окончание молитвы.
- На исходе Субботы читают в четвертом благословении Амиды вставку: “Ты даровал нам способность постигать”. И также читают ее на исходе Субботы в праздничные будни.
- Церемонию hавдалы проводят над бокалом вина. Если праздник выпал на Субботу, добавляют также свечу и благовония.
д) 16-21 Тишрей – Праздничные будни Суккота
- Все молитвы читают как в будний день
- В 17-е благословение Амиды добавляют праздничную вставку “Пусть поднимется”.
- После молитвы Амида возносят Лулав и читают полностью Псалмы Восхваления / hалель После этого читают Тору из книги Числа гл. 29. (16 Тишрей: 17-19. 17 Тишрей: 20-22. 18 Тишрей: 23-25. 19 Тишрей: 26-28. 20 Тишрей: 29-31. 21 Тишрея 32-35). Окончание молитвы, как обычно.
- В один из дней праздника читают книгу Экклезиаст. Есть обычай читать ее в Субботу.
е) Шмини Ацерет, Симхат Тора
В восьмой день праздника – не сидят в шалаше и не возносят Лулав. Читают полностью Псалмы Восхваления ….
Молятся как в другие праздничные дни, так же, как и в первый день Суккота, но там, где нужно упоминать имя праздника читают “Шмини Ацерет”.
Есть обычай в этот день заканчивать годовой цикл чтения Торы. Читают последний недельный раздел книги Второзаконие (И вот благословение / Ве-зот hа-Браха) и из книги Бытие от 1, 1 до 2, 3.
2. Мархешван
С 7 мархешвана и до праздника Песах в Израиле молятся о дожде, и в 9 благословении Амиды (Благословенный год) читают: “И пошли росу и дождь для благословения”. Вне границ земли Израиля эти слова начинают добавлять после 5 декабря.
б) 27 мархешвана – День Бней Ноах
27 мархешвана Ноах вышел из ковчега и получил Семь заповедей сыновей Ноевых. Было бы правильно отпраздновать этот день, а также собраться общине и уоить совместную молитву. См.
Следует сказать слова Торы по случаю праздника.
3. Кислев
Праздник Ханука отмечается в честь освобождения евреев от греческой власти во времена Антиоха Селевкида и очищения Храма, что сопровождалось чудесами.
Восемь дней Хануки, которые начинаются с 25 кислева, отмечают двумя вещами:
- Зажигание свечи с наступлением вечера. В первый день зажигают одну свечу, во второй – две и т.д. до восьми свечей. См.
- В молитве Амида в 18-е благословение (Благодарение) добавляют вставку: “За чудеса”. А также после молитвы Амида читают полностью Псалмы Восхваления .
4. Тевет
В этом месяце нет праздников.
На 10 Тевета приходится один из постов о разрушении Иерусалима.
5. Шват
15 швата – праздничный день, Новый год деревьев. Начинается формирование плодов. Принято есть различные фрукты и благодарить Творца. Некоторые стараются обязательно есть плоды аны Израиль.
6. Адар
В Високосном еврейском году этот месяц удваивается. В этом случае Пурим празднуют во Втором Адаре.
а) 14 адара – Пурим
Пурим празднуют 14 адара, а в Иерусалиме – 15 адара. В этот день отмечают победу евреев над их врагами, которые в дни Артаксеркса, царя Персии, по совету злодея Амана хотели уничтожить еврейский народ.
Читают книгу Эстер вечером и утром.
Организуют большую и веселую трапезу.
Дают подарки бедным и посылают еду на трапезу друзьям.
7. Нисан
Один раз в месяце нисан, видя цветущие плодовые деревья, произносят благословение на цветущие деревья,
- Перед наступлением праздника зажигают свечи и произносят Благословение благодарности (Который даровал нам жизнь).
- Вечером: если праздник пришелся на Субботу, – начинают со вечи Субботы, но в сокращении, с Псалма 29 – Псалом Давида
- Утром читают молитвы в том же порядке, как в Субботу, текст молитвы Амида для праздников – Читают полностью Псалмы восхваления / hалель: Чтение Торы – см. ниже пункт д. Окончание молитвы такое же, как в Субботу. После этого делают Кидуш и едят праздничную трапезу.
- Дневная молитва – Минха: Псалом 145, праздничная молитва Амида и окончание молитвы.
- На исходе праздника читают в 4-м благословении Амиды (Познание) вставку: “Ты даровал нам способность постигать”. И ее также читают на исходе Субботы в праздничные будни.
- Церемонию hавдалы проводят над бокалом вина. Если праздник выпал на Субботу, добавляют также свечу и благовония.
в) 16-20 нисана – Праздничные будни Песаха
- Все молитвы читают как в будний день.
- В 17-е благословение Амиды добавляют праздничную вставку: “Пусть поднимется”.
- После молитвы Амида читают сокращенные Псалмы Восхваления Чтение Торы см. ниже пункт д. Окончание молитвы.
- В один из праздничных дней читают Песнь Песней. Есть обычай читать ее в Субботу.
г) 21 нисана – последний день Песаха
- Праздничная молитва, как в другие праздничные дни. В отличие от первого дня Песаха, в этот день читают сокращенный, а не полный вариант псалмов Восхваления / hалель. Чтение Торы см. ниже п. д).
- 15 нисана: Исход 12, 21-51.
- 16 нисана: Левит 22, 26 – 23, 44.
- 17 нисана: Исход 13, 1-16. Если этот день выпал на Субботу, то читают Исход 33, 12 – 34, 26.
- 18 нисана: Исход 22, 24 – 23, 19. А если этот день выпал на воскресенье, то читают Исход 13, 1-16.
- 19 нисана: Исход 34, 1-26. Если этот день выпал на Субботу, то читают Исход 33, 12 – 34, 26. Если же этот день выпал на понедельник, то читают Исход 22, 24 – 23, 19.
- 20 нисана: Числа 9, 1-14.
- 21 нисана: Исход 13, 7 – 15, 26.
е) 27 нисана – траурный день в память о Катаофе (Холокост, Шоа) во время Второй мировой войны
8. Ияр
а) 5 Ияра – День Независимости
День Независимости Израиля установлен главным раввинатом Израиля как праздничный день. В этот день читают полный вариант псалмов Восхваления / hалель, как вечером, так и утром, а также дополнения к молитве.
б) 18 Ияра – Лаг ба-Омер
Минорный праздник, в память о р.Шимоне Бар-Иохае, авторе книги Зоhар.
б) 28 Ияра – День Иерусалима
День освобождения Иерусалима в Шестидневной Войне (июнь 1967 г.) установлен как праздничный день главным раввинатом Израиля. Произносят полный вариант псалмов Восхваления / hалель в утренней молитве, а также дополнения к молитве, см.
9. Сиван
- В Шавуот празднуют Дарование Торы и начало принесения первых плодов в Храм. Перед наступлением праздника зажигают свечи. Читают праздничную молитву и утром в молитве произносят полный вариант псалмов Восхваления.
- Читают книгу Рут.
10. Тамуз
В этом месяце нет праздников.
На 17 Тамуза приходится один из постов о разрушении Иерусалима.
11. Ав
а) 9 Ава
На этот день приходится главный пост о разрушении Иерусалима.
б) 15 Ава
Минорный праздник Ту-бе-Ав, “День любви”
12. Элул
В этом месяце нет праздников.
Он посвящен раскаянию и подготовке к Новолентию.