Часть 2. Награда, “спасение” и “исправление”
Содержание этой части:
- Награда за соблюдение заповедей
- Есть ли в вопросе Божественной награды преимущество у гера по сравнению с ноахидом?
- Уточнение вопросов про награду в Будущем мире
Часть 2. Награда, “спасение” и “исправление”
7. Награда за соблюдение заповедей
Вопрос: Если БН соблюдает Семь заповедей – что это соблюдение конкретно ему может дать, какова его награда за это? Поясню вопрос более подробно: мы все выросли в рамках понятий христианской культуры. И когда в христианстве речь идет о награде и наказании, то ответы на такие вопросы рассмотрены, они есть в различных источниках. Люди из христианской традиции привыкли к определенной терминологии, главным термином которой является “спасение души”. Т.е. они понимают, что если ты будешь делать определенные вещи, то попадешь потом в рай, и у тебя будет некое будущее, которое хотя бы туманно, но описано в относительно понятных категориях: «тебе будет хорошо и это хорошо будет вечно». Христиан всегда учили, что есть некое воздаяние впереди и, соответственно, нужно «спасаться», веруя в искупление Христом и делая добрые дела. Награда, более или менее, конкретизирована и понятна. А в иудаизме непонятно какое место в нем занимает “спасение души”, скорее используется термин “исправление мира” – но это же понятие совсем другое. И поэтому с Бней Ноах это как-то неопределенно. Говорится об “Уделе в Будущем мире” – но что это такое? И если у евреев 613 заповедей, а у БН только 7 заповедей – то может ли у них быть одинаковый Удел? Какое соотношение этого Удела для БН с еврейским, нет ли здесь “рая первого сорта и рая второго сорта”?
Ответ: Действительно, это тема очень непростая, но некоторые ее моменты все же можно прояснить.
Прежде всего я хотел бы отметить, что в иудаизме конечно есть термин, аналогичный христианскому “спасению” – и это именно “обретение Удела в Будущем мире” (наверное, правильнее будет переводить “в Мире Грядущем”), оно же “попадание в Рай”.
Что касается термина “исправление мира” – то это другой термин, не равный понятию “Удел в мире Грядущем”, но связанный с ним.
При этом на индивидуальном уровне “исправление мира” и “спасение души” это разные вещи, но на уровне человечества и мира в целом Исправление и мессианское Спасение представляются единым комплексом, “Исправление это этап Спасения”.
Несомненно также, что БН соблюдающий Семь заповедей – он принимает участие в Исправлении мира, и также он получает Удел в Будущем мире (что, как мы уже отметили, аналогично христианскому понятию Спасение, «попадание в рай», удел в раю). Это участие в Исправлении и получение Удела, которые основаны на соблюдении Семи заповедей, увеличиваются при других его позитивных делах.
Разумеется, вопрос деталей награды в Будущем мире это вопрос очень сложный, и на него нет никаких точных ответов. Но я полагаю, что понимание иудаизма и христианства в этом вопросе не сильно отличаются: есть три аспекта “Мира Грядущего”, это (1) некоторое место, где души находятся после смерти и сохраняют свою индивидуальность и самосознание; (2) есть понятие о “Мире Грядущем как о будущем человечества”, т.е. что “я делаю вклад в будущее человечества, – в этом мое живое бессмертие”, и (3) Воскрешение в конце времен, при котором души вновь получают тела и становятся полноценно живыми.
С точки зрения иудаизма все люди (как евреи, так и неевреи) которые ведут достойную жизнь – “попадают в Рай”, т.е. “имеют удел в Мире Грядущем”. Разумеется, это относится к БН. Однако что и как детально здесь оценивается Всевышним – скрыто от нас.
Относительно же вопроса “Не попадает ли БН, который соблюдает всего 7 заповедей, в Мир Грядущий “второго сорта” по сравнению с евреем, который соблюдает 613 заповедей? Ведь разве может быть одинаковая награда за столь разное число заповедей?” – я думаю что такой арифметический подход вообще не правилен. Награда зависит, как мне представляется, не от количества заповедей, а от того изменения в себе и в мире которое человек осуществил.
Отметим, что согласно иудаизму заслуги и грехи отнюдь не взаимо-уничтожаются – но после смерти сначала есть очищение от грехов, а потом награда за заслуги. В этом аспекте для евреев, может быть, очищение проходит сложнее, потому что у них может быть больше грехов из-за того, что есть больше обязанностей. Но это не относится к разнице в награде.
Мне кажется, что понять разницу в награде будет правильнее на основе известной аллегории о том как два человека пришли на концерт, и один из них разбирается в музыке, а другой нет – поэтому одному концерт в удовольствие, а другому не особенно. Но не потому, что второму дали место в третьем ярусе, – а потому, что он просто не научился слушать эту музыку. А это уже каждому по его жизни: пусть учится и продвигается, и чем больше он сделает, тем больше научится и соответственно тем больше ощутит от получения награды, – а она дается впоследствии всем потенциально одинаково.
8. Есть ли в вопросе Божественной награды преимущество у гера по сравнению с ноахидом?
Вопрос: Есть ли преимущество и в чем оно состоит между стать человеку ноахидом или же пройти гиюр, равнозначны ли награды?
Ответ: Мне кажется, что этот вопрос сродни вопросу: Есть ли преимущество стать раввином по сравнению с обычным религиозным человеком, равнозначны ли награды? Понятно что награда зависит не от статуса и не от звания, а от дел по исправлению себя и мира.
Как я уже отметил выше, Божественная награда зависит не от того сколько заповедей человек соблюдал, а несколько он продвинул себя и окружающий мир. И в этом плане в каждом решении есть свои плюсы и свои минусы, и каждый пусть выбирает что ближе его душе.
Удел в Будущем мире зависит не от того “кому что дадут”, а от того “сколько кто может съесть” – т.е. от уровня, которого человек достиг, от уровня развития духовного в человеке, от уровня исправления человека.
Тот, кто делает гиюр, становится полностью евреем, и попадает в готовый мир еврейской жизни, с разработанной галахой и действующими общинами, иешивами, синагогами и т.д. В прежние времена зачастую было опасно становиться евреем, но сегодня скорее наоборот. А вот тот человек, кто выбирает путь ноахида, оказывается в мире где на сегодня ничего этого готового нет и ноахиды сами должны это создавать. Так что может оказаться наоборот: Божественная награда ноахиду будет несравненно больше чем геру, потому что ноахид гораздо больше способствовал исправлению мира.
При этом, не наше дело решать кто получит большую награду. Наше дело – выбрать ту работу по исправлению мира, которая данному человеку по душе – потому что, только делая то что соответствует твоей душе ты достигнешь успеха.
И здесь важно отметить, что гиюр это не только принятие на себя 613 заповедей, но это также изменение национальности – т.е. отказ от своей прежней этнической самоидентификации и замена ее на еврейскую, с тем что если уж не сам гер, то точно его дети будут расти в полном растворении в еврейском окружении и считать себя этнически евреями, с родным языком иврит и с полным забвением прежней этнической самоидентификации, языка и т.д. Те, для которых это подходит и естественно, могут (если они хотят) делать гиюр, – но тем, для кого это не видится столь уж правильным, лучше выбирать путь ноахидов.
9. Уточнение вопросов про награду в Будущем мире
Вопрос 1: Я хотел бы спросить в терминологии христианского понятийного аппарата: что нужно делать нееврею, чтобы “спастись”?
Ответ: Для ноахида соблюдение Семи заповедей дает Удел в Будущем мире, оно же попадание в Рай, оно же Спасение души.
Вопрос 2: Получит ли в этом случае нееврей персонифицированную часть в Будущем мире, или это нужно понимать образно (как например народный герой, который “будет жить в благодарных сердцах соотечественников вечно”)?
Ответ: Удел нееврея по своей структуре не отличается от удела еврея, и, как мы отметили выше, включает все компоненты: (1) персональное место в Грядущем мире (2) вклад в будущее человечества и бессмертие вместе с ним и (3) Персональное Воскрешение в конце времен.
Вопрос 3: Достаточно ли для спасения соблюдать 7 заповедей лично (в семье), или нужно коллективно исповедовать ноахидизм, создать общину ноахидов?
Ответ: Разумеется, и личное соблюдение, и соблюдение в рамках общины ноахидов дают спасение души – однако их влияние на Исправление мира различно. Впрочем, как я уже отметил, мы никоим образом не можем знать, как в точности Всевышний оценивает человека после смерти. Мы просто должны поступать максимально правильно насколько можем, и исправлять мир настолько насколько это в наших силах.
Мне также представляется, что формулировка “достаточно ли для спасения…” – является неправильной постановкой вопроса. Ведь нет сомнений, что, например, для полноценного воспитания детей не достаточно только лишь воспитания в семье, поскольку общение со сверстниками и школа также играют в этом огромную роль – а без общины такую среду создать очень трудно, если не почти невозможно. Да и у взрослых есть множество потребностей общинной жизни (социальное общение, празднование, разнообразные уровни изучения Торы, молитва) – которые в одной семье не осуществишь. Поэтому неслучайно евреи во всех странах где они жили старались создавать общины, и я думаю, что для ноахидов это тоже важно.
Вопрос 4: Ноахидизм это укороченная версия иудаизма (для неевреев), или новая религия по мотивам иудаизма?
Ответ: Разумеется, “ноахидизм” это полная версия иудаизма (а не “укороченная версия”) и уж никоим образом не “новая религия”, создание которой, с точки зрения иудаизма, вообще запрещено.
Ноахид исповедует именно иудаизм (а вовсе не особую “религию ноахидизма”). Ноахидизм это не “отдельная религия”, а форма присоединения неевреев к Завету Торы и еврейской традиции, и вследствие этого практического исполнения ими заповедей, вытекающих из этого Завета.
При этом в иудаизме, даже и безотносительно к вопросу БН, у разных групп людей бывает несколько разная система обязанностей, хотя при этом религия одна. Например, у священников (коhенов) есть заповеди, которых нет у всех остальных евреев, а женщины не обязаны делать многие заповеди которые обязывают мужчин. Но будет совершенно неверно сказать что у простых евреев “укороченная версия иудаизма” по сравнению со священниками, а у женщин “укороченная версия” по сравнению с мужчинами. У всех полная версия иудаизма, – в рамках которой несколько различаются обязанности, но всем даются полные возможности.
Вопрос 5: Если награда ноахида такая же как у еврея, но требования минимальны, – то, я вам скажу это очень «выгодное» предложение. Но если «путь, истина и жизнь» это исключительно путь иудаизм, с его стартовым комплексом “613 заповедей и необходимостью полного погружения в служение Всевышнему”, то тогда предлагаемая модель “ноахидизм-07” это “иудаизм-лайт” – продукт конечно дешевый, но возможно, не вполне качественный, и лучше тогда накопить сил и купить более дорогую модель “иудаизм-премиум-613”. Для сравнения: все едут в дом отдыха и у всех путевки, но кто-то будет жить на первой линии у моря, а кто-то у пищеблока вдалеке от моря. Например мидраш повествует, что собаки, которые не лаяли на евреев в ночь исхода из Египта, тоже получили «свою награду» в виде качественного некашерного мяса, которое ели их потомки. То есть, это тоже некая «доля»… Только и жить собаки должны в будках, а не в домах. Нет ли здесь аналогии с ноахидами?
Ответ: Когда говорится о том, что собаки или их потомки получили свой “собачий рай” – то это совсем не потому что Всевышний не хотел дать собакам человеческий рай, а потому что у собак другие потребности, человеческий рай им совсем не понравился бы, и поэтому они получили идеальное для себя. Но ведь евреи и неевреи имеют совершенно одинаковые человеческие потребности – поэтому и рай их одинаков.
Относительно того, что неправильно оценивать награду количеством заповедей я уже объяснял выше. Но важно добавить, что ваше соображение о том что быть ноахидом по сравнению с гиюром это “я вам скажу, очень «выгодное» предложение” – вот это уж совсем не так. Потому что, как тоже объяснялось выше, делающий гиюр получает все религиозно-социальные структуры уже готовыми, а тот кто становится ноахидом должен сам их создавать. И поэтому жизнь у ноахида совсем не проще чем у еврея – и даже наоборот, у него работы и трудностей может оказаться гораздо больше чем у делающего гиюр.
Продолжение следует
Приглашаем всех принять участие в обсуждении рассматриваемых в этой части вопросов — Вы можете высказать свои соображения в комментариях к этому посту.
У РАМХАЛя в книге "Путь Творца" говорится, что Бней Ноах могут иметь удел в Грядущем Мире, однако, их существование вторично по отношению к евреям, так же, как рубашка вторична по отношению к телу.
В чём вижу награду и спасение(исправление) прямо сейчас в реальности в себе и моём окружении,моих близких.Увидел,что качества мои человеческие изломаны и власти над ними у меня нет.Увидел это по поступкам,что горе приношу своим близким.Понял,что исправлять себя надо.Инструкция, как делать это – Рамбам "Законы нравственности",Кузари. Награда -видеть себя, спасение – делать исправление себя.К обсуждению о двух направлениях движения БН,так это огонь Иуды( Брит Олам) и пламя Иосифа(Хабат),два,а суть одно.Работы много,а времени уже почти нет.Прекращаю лениться,стараюсь взяться за дело с молитвой и благословением народу и Благословенному.
а я вычитал в книге Зоар (к сожалению, место не записал), что у праведников народов мира нет части в теле Древа Жизни, но для них приготовлены некие специальные комнаты под крыльями Шхины, так что разница всё-таки есть
Здравствуйте Андрей! Книга Зоар – сложная, каббалистическая, ее не все еврейские ученые до конца понимают, хотя и обещание нам удела в Грядущем Мире основано лишь на высказывании Рамбама, в Торе об этом ничего нет. А Рамбам хоть и огромный авторитет, но все же человек…Да, есть от чего приуныть.
Здравствуйте, Алексей! "Уныние приходит к человеку по причине того, что стремится к излишествам (мотарот – предметы роскоши, излишества, приемущества)" (р. Иегуда Ашлаг, Шамати, 53) А если смотреть не на возможность большой награды, а на тот минимальный контакт с Творцом, который у нас уже есть через евреев, то можно извлекать из этого постоянную радость при каждом воспоминании об этом. Лично я, по евангельской притче, рассчитываю только на крохи, падающие со стола сынов Царя (Мар 7:24-30, Мат 15:21-28) А тут, в конце 6го тысячелетия, приходит Пинхас Полонский и говорит, ссылаясь на Рамбама, что Ашем требует от нас лишь соблюдение 7ми простых заповедей, а дальше мы можем приблизиться к служению сынов Царя, возможно даже Шабат праздновать. Так это само по себе вечная награда, это радость навсегда!