Проблемы Бней Ноах - спорные вопросы и различные подходы

Часть 1. Два направления в галахе БН

Содержание этой части:

  1. Недостаточная разработанность проблемы Бней Ноах.
  2. Два основных направления в вопросе галахи для Бней Ноах.
  3. В чем конкретно отличаются направления р.Вайнера и р.Шерки?
  4. Суббота и изучение Торы – возможно ли согласование позиций двух школ?
  5. Действительно ли два подхода, р.Вайнера и р.Шерки, равноправны?

1.      Недостаточная разработанность проблемы Бней Ноах

Вопрос: Представляется, что тема Бней Ноах очень “сырая”, поскольку до сих пор различные направления иудаизма трактуют ее по-разному, и по ней нет единого мнения.

Ответ: Прежде всего, сам факт того что по какой-либо теме есть разные точки зрения, и нет единого мнения – не означает что она «сырая». Например, есть несколько разных (и противоположных) точек зрения по таким вопросам, как религиозный смысл Государства Израиль, или конфликт между литваками и хасидами. Но эти темы не являются сырыми, потому что по ним уже много изучено и сказано, и в общем, все позиции понятны.

Но тема Бней Ноах действительно, пока что сырая. Не потому что есть различные мнения, – а потому, что по ней нет проработанных мнений, каждое из этих мнений еще недостаточно сформировано.

Так произошло потому что сама тема стала актуальной недавно, всего несколько десятилетий назад, до этого она была теорией, и по ней были только единичные высказывания. Но когда она стала практикой, появились сотни вопросов, на которые ответы просто не разработаны, – потому что проходит время пока их обсудят, испробуют на практике и т.д.

Развитие интереса к теме БН связано с тем, что в наше время стали появляться люди, которые захотели быть реальными ноахидами. Пока такие люди не появлялись, это было теорией. В 20-м веке, после создания Израиля, и особенно после Шестидневной войны и начала освоения Иудеи и Самарии, Библейского центра Израиля – количество Бней Ноах стало расти. Инициатива в данном случае исходила от неевреев, которые восприняли создание Государства Израиля и его ошеломляющие успехи как Божественное послание человечеству, показатель Божественной избранности еврейского народа, и они стали интересоваться иудаизмом, – и поэтому раввины начали создавать разработки по теме БН.

В классической еврейской литературе на тему Бней Ноах написано довольно мало, большинство еврейских мудрецов не высказывалось по ней, – поскольку обычно они писали о том, что было актуально, а эта тема не была актуальна в прежние времена. Поэтому основные источники – это Талмуд и Маймонид (поскольку Маймонид писал обо всем, то он коснулся и Бней Ноах тоже). Но даже и текст Маймонида по данной теме очень короткий, буквально две страницы. И поскольку комментаторы Маймонида тоже почти не касались этого, есть спор о правильном понимании слов Маймонида.

По сути дела, сегодня движение БН проходит этап “пилотного проекта”, эта концепция находится в стадии формирования и реального апробирования (говоря технологическим языком, она находится на стадии отладки бета-версии). Поэтому все те кто участвуют в этом – как со стороны раввинов и иудаизма, так и со стороны самих БН – оказывают огромное влияние на то, как сформируется религиозная парадигма человечества в дальнейшие века.

2.      Два основных направления в вопросе галахи для Бней Ноах

Вопрос: Я узнала, что оказывается уже года три на иврите существует “Кицур Шулхан Арух для бней Ноах”. Почему же эта книга до сих пор она не переведена на русский язык и не издана?

Ответ: Действительно, рав Моше Вайнер несколько лет назад опубликовал книгу «Семь заповедей Творца» которую некоторые рассматривают как “Шулхан Арух для Бней Ноах”. Но эта книга не является общепринятым кодексом галахи, поскольку она отражает лишь мнение самого р. Вайнера и некоторой группы раввинов вокруг него, а вовсе не всеобщий консенсус по данному вопросу. В частности, в раввинском совете организации Брит Олам, работающем под руководством рава Ури Шерки, есть иное мнение по многим важнейшим вопросам галахи для БН, сильно отличающееся от подхода р. Вайнера.

Вообще надо отметить, что в ортодоксальном иудаизме во все эпохи существовало несколько галахических школ, очень различающихся по многим важным вопросам, – и для Бней Ноах, которые начинают знакомиться с иудаизмом, будет очень важным элементом духовного продвижения воспринять такое многообразие, – т.е. понять что если тот или иной конкретный раввин, даже очень компетентный, что-то высказывает, то это отнюдь не значит что другой раввин, не менее компетентный, его не опровергнет и не выдвинет другой подход. Выбирать же, по какой школе идти и каким раввинам следовать – это личное дело каждого человека, как еврея так и ноахида. И поэтому появление среди БН разных групп, по-разному понимающих галаху – не только неизбежно, но и совершенно нормально.

Конкретно по данной теме: в современном иудаизме существуют две школы, дающие разный подход к проблеме галахи для БН (и разную интерпретацию Маймонида): школа рава Моше Вайнера и школа рава Ури Шерки.

При этом “два направления в вопросе галахи для БН” совсем не обязательно будут соответствовать сегодняшним разделениям на разные направления внутри ортодоксального иудаизма. Рав Моше Вайнер относится к движению Хабада, но это совсем не означает, что все хабадники согласятся с его подходом. Также и тот факт, что рав Ури Шерки относится к религиозному сионизму, отнюдь не означает что все представители этого движения согласятся с ним. Так же как и в других острых галахических несогласиях нашего времени (например вопрос о том можно ли евреям сегодня подниматься на Храмовую гору) – религиозный мир поделится на сторонников того или иного подхода безотносительно к принадлежности к существующим (прежним) направлениям.

Рав У. Шерки принципиально не согласен со многими выводами рава М. Вайнера и готовит на тему галахи для БН свою собственную книгу. Как только он ее опубликует, в раввинском мире начнется активное обсуждение различий между этими двумя точками зрения, и тогда многие выдающиеся раввины будут вынуждены высказаться, и произойдет прояснение позиций.

При этом, разумеется, не произойдет так, что одна позиция будет признана правильной а другая нет, – но обе позиции будут признаны допустимыми (ведь уже сейчас на каждой стороне немало серьезных раввинов, что означает что высказанный в ней подход имеет обоснование). Это означат, что дальше уже каждый ноахид сам будут определять какому подходу он хочет следовать – т.е. именно Бней Ноах определят, какая позиция будет доминировать в общественном пространстве, на какой стороне будут реально существующие БН и их общины. Ситуация будет такой же как во внутри-еврейских спорах (например в споре хасидов и литваков в 19 веке, или в спорах религиозного сионизма с харедимным еврейством в 20-м веке) – в итоге всё определяется не спором раввинов, такой спор только очерчивает позиции сторон, но вопросом о том за кем из раввинов пойдет основная масса религиозных людей, какую поддержку получит его позиция. Именно это определит чья позиция будет мейнстримной, а чья маргинальной, или же что обе позиции поделят мейнстрим.

3.      В чем конкретно отличаются направления р.Вайнера и р.Шерки?

Разумеется, оба подхода согласны что очень важным – и необходимым! – является вера в Божественное происхождение Танаха и вообще всей еврейской традиции, вера в Бога согласно Танаху, любовь к Богу и любовь к ближнему, добрые дела и все “естественные моральные заповеди”. Оба подхода согласны, что обязательными для БН являются Семь заповедей, что за это БН получают Удел в Будущем мире, и обе согласны что для БН нет обязанности соблюдать другие еврейские заповеди.

Разумеется, оба они признают подход Маймонида – однако в том как надо понимать слова Маймонида их позиции расходятся.

Поэтому по вопросу о том можно ли ноахиду (не “обязан ли он”, а “можно ли ему”) практиковать другие еврейские заповеди (такие как празднование Субботы и Праздников, мезуза, изучение Торы и т.д., а именно здесь заключено большинство галахических проблем БН) – их мнения противоположны.

Позиция рава Моше Вайнера примерно следующая: БН могут соблюдать только Семь заповедей, другие специфические еврейские заповеди им запрещено практиковать как религиозное действие.

Позиция рава Ури Шерки абсолютно иная: что БН, который принимает Cемь заповедей, – он по сути принимает не только их, но принимает иудаизм полностью, в его Письменной и Устной традиции, и вследствие этого он, как нееврей, обязуется соблюдать Семь заповедей. Однако после этого принятия он может далее практиковать любые другие еврейские заповеди, и они все имеют для него религиозный смысл, и он получает Божественную награду также и за эти “дополнительные” заповеди. Т.е. его религиозное пространство никак не исчерпывается Семью заповедями – они только начало, входная точка.

Логика этого подхода такова: понятно, что если человек не признает запрета убийства или запрета воровства – то будет аморальным если он будет праздновать Субботу или изучать Тору. Но если Бен Ноах полностью принимает Божественность еврейской традиции, и вследствие этого обязуется Семи заповедям – то перед ним всё открыто: праздновать все Праздники, изучение Торы, все другие еврейские религиозные вещи. И хотя он, разумеется, не обязан этим заповедям, – но он может их соблюдать, и это имеет религиозный смысл и дает Божественную награду.

Аналогия: женщины не обязаны делать многие заповеди, например учить Тору, или же сидеть в шалаше или осуществлять заповедь “Четырех видов растений” в праздник Суккот – но если женщины изучают Тору, или сидят в Сукке или делают вознесение “4 видов”, то они, конечно, этим реализуют заповедь Торы, и это имеет большую Божественную и общественную ценность и “Божественную награду”. Точно так же обстоит дело с другими заповедями, осущствлять которые человек не обязан.

Подход рава Шерки означает, что нееврей, принявший традицию на уровне БН, является частью Завета с Богом, который идет от Ноя через Авраама, Моисея и Синайское откровение. Конечно, его базовые обязанности вследствие этого присоединения к Завету не превышают Семь заповедей – но ведь кроме обязанностей, в жизни религиозного человека и религиозного социума есть много другого, мы вовсе не живем только лишь на обязанностях.

Как и у евреев, один человек может быть более склонен к учебе, а другому это менее интересно, ему интереснее общинная деятельность, – и каждый БН выбирает сам те аспекты иудаизма которые для него привлекательны.

Поэтому жизнь индивидуума БН, или семьи Бней Ноах, или социальная жизнь общины Бней Ноах – складываются из обязательной части, Семи заповедей, и из “необязательной”, в которой они сами выбирают из заповедей иудаизма то, что они хотят. Например, кто-то зажигает субботние свечи или и делает кидуш и т.д., а кто-то другой празднует пасхальный Седер (форму празднования конкретного праздника каждый может выработать для себя), или создает группу изучения Торы, или организует общинную взаимопомощь.

По всем этим вопросам галаха сегодня еще не разработана, поэтому любые книги по галахе для БН – это только первоначальное предложение, и они не могут иметь статуса “Шулхан Арух”.

4.      Пример конкретной дискуссии: изучение Торы ноахидами

Этот пункт удален, поскольку в других пунктах этот вопрос изложен более четко, и неточное дублирование излишне. Это никак не меняет изложенного материала.

 

5.      Суббота и изучение Торы – возможно ли согласование позиций двух школ?

Вопрос: Сторонники подхода р. Вайнера утверждают, что Маймонид использует термины “гой” и “Бен Ноах” вперемежку без различения смысла, и отвергают подход р.Шерки, согласно которому у Рамбама это разные понятия (и поэтому они утверждают что всем БН запрещено соблюдение Субботы и изучение Торы, сверх того, что касается Семи заповедей Ноаха). Что сторонники подхода р.Шерки отвечают на это? возможно ли согласование позиций?

Ответ:

(1). С позицией р.Вайнера согласны многие авторитетные раввины. Однако, и с позицией р.Шерки согласны не меньшее число авторитетных раввинов. Некорректно полагать, что кто-то из них «не умеет» читать Рамбама, – и тем более обсуждать доводы о правильном прочтении Рамбама на «русскоязычной улице», на которой читатели просто не могут их оценивать. Расхождение раввинских позиций р.Вайнера и р.Шерки просто означает, что Рамбам здесь может быть прочтен разными способами, и это легитимная ситуация в которой у каждой из сторон свои разумные доводы. Таких ситуаций в иудаизме много – например, спор между харедим и религиозными сионистами о том, имеет ли государство Израиль религиозную ценность, находимся ли мы в “начале геулы”, следует ли читать молитву “hалель” в День Независимости Израиля и множество других вопросов. Таким же не решаемым на сегодня представляется спор между р.Шерки и р.Вайнером.

(2). Поэтому мы не предлагаем сторонникам р.Вайнера отказаться от своего подхода и согласиться с тем что р.Шерки прав. Мы предлагаем им другое – согласиться с тем что здесь есть две позиции, равно легитимные. И каждый еврей и ноахид выберет себе то, что ему больше подходит. А вот то, что действительно необходимо – так это перестать пытаться монополизировать законодательство для БН: это не получилось ни в какой другой области ортодоксального иудаизма, не получится и в этой.

(3). Поэтому я полагаю, что спор можно оставить «на потом», а сейчас лучше сосредоточиться на тех моментах, которые стороны могут согласовать.

(4). А именно, Рамбам говорит о запрещении для “гой”- даже если полагать, как это делает р.Ванер, что это относится также к Бней Ноах – соблюдать Субботу (аспект “шамор”), и нигде на запрещает для ни для кого праздновать Субботу (аспект “захор”). Также Талмуд и любой еврейский источник нигде не говорит о каком бы то ни было запрете кому угодно праздновать Субботу. Поэтому я предлагаю школе р.Вайнера признать легитимность для БН праздновать Субботу (субботние свечи, кидуш, праздничная трапеза, праздничная молитва и т.д.). Спор же о соблюдении Субботы отложим до будущих времен – когда реально появятся БН для которых это важно. Надо отметить, что я сам еще не видел БН полностью соблюдающих Субботу (ведь даже переноска вещей вне дома, на улице не имеющей эрува, это уже нарушение Субботы). Поэтому соблюдение Субботы для БН это далекий теоретический вопрос – и вместо бессмысленных споров о том “чьи БН более праведны” надо сосредоточиться на сотрудничестве в том, чтобы вообще концепция БН распространялась в мире.

(5). Аналогичная ситуация с изучением Торы. Даже р.Вайнер пишет, что “Ноахид может изучать книги, где описываются законы вкратце (как книга Рамбама). Ноахид может читать ТаНаХ, даже с комментариями. Но ему запрещено заниматься Устной Торой, которая глубоко объясняет отрывки из ТаНаХа. Под термином «заниматься Торой» имеется в виду изучение Торы ради нее самой — глубокое изучение и постижение заповедей и их внутреннего смысла. Если же изучение происходит ради какой-то другой цели, то это не запрещено”. (цитирую по странице http://www.moshiach.ru/bneinoach/laws/12823.html).

Такого подхода вполне достаточно, чтобы разрешить, даже с точки зрения р.Вайнера, абсолютное большинство (если не 99%) всего популярного изучения Торы на всех европейских языках. Давайте же сосредоточимся на этом и будем продвигать такое изучение Торы которое поддерживается всеми сторонами, – а уж те отдельные БН, которые продвинутся настолько что дойдут до изучения оставшегося 1% (который есть “изучение Торы ради ее самой, т.е. глубокое изучение и постижение заповедей и их внутреннего смысла”) и тем самым они войдут в область спора между р.Вайнером и р.Шерки, – они уже сами найдут себе раввинов которым они хотят следовать, и сами посоветуются с ними.

(6). Такой подход позволит от конфликтов перейти к сотрудничеству, и поэтому именно он, по моему мнению. является единственно конструктивным.

6.      Действительно ли два подхода, р.Вайнера и р.Шерки, равноправны?

Вопрос: Действительно ли мнение двух подходов, р. Вайнера и р. Шерки, равноправны? Сторонники р. Вайнера утверждают, что “В наше время только рав Вайнер является настоящим специалистом по теме Бней Ноах, а все другие мнения в этой области не компетентны. Это аналогично тому как в медицине надо идти к главному специалисту в конкретной области – а рав Вайнер профессор в этой сфере, все другие в ней дилетанты”. Что вы думаете об этом?

Ответ:

В принципе то что в раввинском мире существуют специалисты по отдельным специальным темам (медицина, электронные технологии, сельское хозяйство и многое другое), и в случае вопросов по конкретной теме важно обращаться к ним – это верно. Однако неверно думать, что в каждой такой области есть единственный главный специалист и все обращаются к нему – обычно в каждой области есть несколько специалистов с разными подходами, и имеется спор между ними.

В частности, рав Ури Шерки специально занимается проблемой Бней Ноах много лет. Он создал организацию Брит Олам, вся деятельность которой относится только к БН, и при ней раввинский совет по этим вопросам, и р. Шерки получил поддержку в своей деятельности от множества выдающихся раввинов современного Израиля. Поэтому он безусловно один из главных специалистов по этой теме.

Относительно аналогии с профессорами в медицине я хотел бы отметить, что звание профессора дается не тому, кто прочел много медицинских книг и сделал их изложение, а тому кто реально успешно лечит людей. Пока что ни у какой линии – ни у рава Шерки, ни у рава Вайнера – нет десятков тысяч последователей, что наглядно свидетельствовало бы об адекватности их подхода. Всё движение БН находится только в начале пути, и лишь через 50-100 лет мы узнаем какая школа оказалась более успешной (т.е. кто из них был более хорошим специалистом, “профессором” по вашей терминологии).

Я надеюсь, что среди последователей рава Вайнера возобладает разумный конструктивный подход, и вместо противоборства они перейдут на позиции сотрудничества, чтобы усилия были направлены на распространение концепции БН, а не на внутренние споры.

Часть II >>

Приглашаем всех принять участие в обсуждении рассматриваемых в этой части вопросов – Вы можете высказать свои соображения в комментариях к этому посту.

55 Comments

  1. Всем привет,
    мы создали чат на мессенджере Телеграм для «внутреннего разговора» БН,
    все кто хочет присоединиться напишите мне плз на мейл ppolonsky@gmail.com
    Шабат шалом!
    Пинхас

  2. Добрый день всем! Перед Песахом шла речь об идее организовать что-то типа чата для всех БН. Думаю, у многих из нас сложность в том, что в округе других бней ноах нет (если Б-г даст, и мы постараемся, то они образуются, конечно… но не сразу), а единомышленники очень важны – для совместного обучения, да и просто поддержать друг друга на выбранном пути. Было бы прекрасно, если бы организовать подобный чат всё-таки удалось.

    1. Дарья, какое-то время существовал форум БН – http://forum.noahideworldcenter.org/index.php?board=2.0 – но он практически перестал быть активным. Наверно, если идея в широком обсуждении и привлечении людей к движению БН, следует использовать обсуждение в ФБ и обсуждение в виде комментов здесь, на сайте, или к постам в ФБ. Если же речь идет об "инициативной" группе БН, которая хочет обсуждать насущные проблемы на местах, можно создать регулярные встречи в формате видеоконференций.

    2. Имхо современный удобный чат может быть только на телефонном мессенджере. Мне представляется что проще всего сделать совместный чат на мессенджере Телеграм – он гораздо удобнее чем Вотсап, работает с любых устройств (устанавливается на телефоне, но не требует его), и что важно – заботится о приватности, и поэтому дает возможность переписки под ником не давая свой телефон – для некоторых это может быть существенным.
      Если вам это кажется ок – мы можем создать такую группу для "внутреннего разговора" и пригласить в нее тех БН с которыми мы знакомы.
      Конечно, для внешнего обсуждения остается ФБ

  3. Очень трудно идёт организация общины БН в духовном обществе Шатёр Авраама в Днепре,предложил рассмотреть эту статью на собрании.Очень надеюсь на советы и поддержку.

    1. Будем рады поддержать! Но главный совет – увеличивать позитивную деятельность: учеба, праздники, общинная жизнь.

  4. Думаю, что направление одно, два подхода. Разные мнения в процессе приобретут единство.Вера – это основа,фундамент,но движемся мы(я) знанием.Познаю из комментариев раввинов на главы ТОРЫ.Узнал из происшествий,случившихся со мной в жизни,что нам(БН) принадлежит вся ТОРА,но процесс этот постепенный,добровольный,трудный с ранами и шишками и уходит в вечность и нет ему конца.Главное – не спешить,но и не мешкать.Помнить,что знание предусматривает ответственность.

  5. Уважаемый рав Пинхас, часто и с любовью смотрю ролик принятия декларации в Никополе! Там четверо ребят принимают БН,но это уже коллектив! А я в нашем многомиллионном Питере,пока чувствую себя одиночкой.Пытался найти в компе питерскую группу Бней Ноах,но увы…Потом мне дали в Синагоге координаты человека,который будет рад общению с единоверцем,но…стена молчания…

    1. Есть два пути сделать общину БН
      1. разъяснять концепции БН своим друзьям и постепенно сложится община
      2. уговорить руководство синагоги сделать урок по Торе для БН – и на уроке может возникнуть такая община.

      Можно продвигаться по обоим этим направлениям одновременно.

      Хаг Песах самеах!

  6. Да, как не обидно, но тема обсуждения "сдулась". А как все начиналось! Грешным делом, думал,что на этой платформе возникнут новые контакты ноахидов, будем общаться, но не сбылось. То же самое, как в ФБ и др. соц сетях – никому не нужно. А ведь есть много , что обсудить, если мы что-то хотим создать. Обидно. lipatov.1967@inbox.ru

    1. а что, разве так сложно с контактами ноахидов? просто тема как раз слишком большая и многосоставная для обсуждения в сети, такое лучше в реале за круглым столом обсуждать. ведь есть же общины ноахидов, которые регулярно собираются или я ошибаюсь?
      dvekuttmidit@gmail.com

      1. Не знаю как у вас в СНГ Но у нас вСША не так уж и много русскоязычных общин Бней Ноах И канечно много у нас вопросов Тема Бней Ноах ещё слабо розвита

        1. Если у вас есть вопросы – задавайте их!

          1. мы добровольно (без обязательства)берём на себя некоторые заповеди (например пасхальный седер) Каа доходчиво и понятно обьяснить детям (сыновьям 13 и 15 лет) почему это делаем ведь вроде нам это и незаповедвно Зараннее благодарен

          2. Василь, спасибо за вопрос, он очень важен.
            Ответ состоит в том, что наш диалог с Богом совсем не сводится к обязанностям. Главный диалог идет как раз в области "хорошее дело, но не обязан" – именно потому что мы делаем это по собственному желанию.

            Постараюсь сегодня попозже или завтра ответить подробнее

      2. Андрей, Вы совершенно правы, но хотелось бы знать, где Вы живете?. Наверное в Москве или в Питере. Я вот живу в московской области, да еще и ходить не могу Ладно, ребята – это шутка.

        1. Я хоть и живу в Москве, но не знаю ни одной общины ноахидов.

          1. При общине хоральной синагоги (ул. Образцова)есть группа БН. Проститете, может и соврал не знаю.

          2. а Вы узнавали? я слышал, что по воскресеньям в Хоральной синагоге собираются ноахиды, в синагоге во Владыкино с равом Довидом Карповым тоже иногда встречи проходят, судя по интернету. у хабадников тоже наверняка что-то есть. но везде разные направления видимо. лично мне ближе подход Пинхаса Полонского, да и его отношение к христианству тоже очень импонирует, ведь я продолжаю читать Новый Завет

        2. я живу в Москве, иудаизмом интересуюсь давно, про БН узнал недавно, скоро созрею до соединения с общиной (если она существует) и принятия декларации.в нашем случае должно быть пробуждение снизу

    2. Алексей, (1) если вы хотите чтобы обсуждение продолжалось – то задавайте вопросы.
      (2) а что касается общения – его невозможно сделать на сайте, для общения нужно или личное знакомство, или общий чат. Хотите завести такой?

      1. Уважаемый рав Пинхас! Я не хотел никого не обидеть. Я просто не умею, наверное, работать с этим интернетом. Наверное можно создать как это называется типа "чат". Мне, честно говоря, хотелось что-то типа для "общения". Я не знаю, как это называется. ребята звоните. Оставил адрес.

        1. я думаю что чат лучше всего – поскольку дает возможность общаться со всем миром. Сразу после Песаха попробуем его организовать.

          Хаг Песах самеах!

  7. Шалом всем уважаемым участникам дискуссии!
    К вопросу о 613 заповедях. Мне представляется (если ошибаюсь, пожалуйста, поправьте), что возложение на евреев такого количества заповедей связано с ролью народа Израиля в Будущем мире. Евреи будут выполнять функции священников и учителей народов. Будет построен Третий Храм, где им предстоит служить. У других народов в том мире будет своя «всемирно-историческая роль», ну все же не могут быть священниками! А если кто очень хочет, то есть гиюр!
    Большое количество заповедей связано с храмовой службой, когда был сначала Мишкан, потом Первый и Второй храмы. К левитам, а потом и к евреям Будущего мира предъявляются особо жесткие требования ритуальной чистоты, им служить в Третьем Храме.
    Зачем нам, детям Ноя, эти сложности, если у нас будут другие функции? Ашем, заповедав нам семь мицвот, предоставил нам огромную поблажку. А мы – ноахиды, пытаясь возложить на себя исполнение большего числа заповедей, по-моему , страдаем своеобразным «синдромом прозелита», когда вновь обращенный хочет быть святее самого папы римского.
    Давайте сначала научимся как следует исполнять хотя бы семь. Когда знакомишься с их развернутым описанием, поверьте, это не так уж и мало. (См. книгу р. Иоэля Шварца «Семь законов Торы народам мира»). Тут еще огромный объем изучения и практического исполнения. Тем более, что рав Пинхас Полонский, совершенно справедливо указывает, что кто хочет взять на себя исполнение дополнительных мицвот, тому никто не возбраняет.
    Ну а для «особо тщеславных» собратьев гиюр никто не отменял.
    Извините, никого обидеть не хотел, это всего лишь моя точка зрения. Огромная благодарность всем, кто откликнулся на мой предыдущий комментарий!

    1. Спасибо еще раз за важный коммментарий,
      Единственное добавление – еврейский народ является священником человечества не только в Третьем Храме, но и во всей истории человечества!

  8. Я более склонен к мнению Рава Шерки Но если теоретически предложить что нееврей взял на себя добровольно все 613 заповідей не будет ли это смешанием евреев и неевреев Должна же быть какая то черта между евреем и неевреем ,по какой можно было б определить праведного еврея и праведного нееврея В ином случае складывается впечатление что по мнению р Шерки конечная цель Бней Ноах это гиюр Помогите розобратся

    1. Мне тоже мнение р. У.Шерки ближе.
      Только наверное все же не 613, а 612, т.к. обрезание – только для потомков Авраама, как знак их завета с Творцом.

      1. Даже у евреев в реальности сильно меньше чем 613 по разным причинам – но как раз обрезание для БН вполне возможно

        1. А что в таком случае есть обрезание для БН? У евреев понятно – знак завета. А вот что оно у БН? Хотя, если принять во внимание что Адам и Ноах родились обрезанными, тогда это может иметь основу как стремление к образцу праведников.

          1. То же самое – присоединение к Завету

    2. Я не думаю что кто-то из БН возьмет на себя все 613 заповедей – в этом случае он наверное действительно сделает гиюр. Но вот взять некоторую дополнительную часть кроме 7 заповедей – это как раз очень естественно
      и конечно целью р.Шерки является НЕ гиюр, а приход всех людей, народов и человечечтвк уровню соблюдения для БНк

  9. Чтобы понять разницу в подходах р Шерки и р Вайнера, достаточно глянуть на их молитвенники. И все сразу станет понятно!

    1. где можно взглянуть на молитвенник р Вайнера, чтобы стало всё понятно? )

    2. Когда вышел молитвенник р.У.Шерки, я спрашивал мнение по этому поводу на ТОЛДОТ.ру и разговаривал по тел с р.Б.Зилбером. Он рекомендовал его использовать для БН. И спрашивал мнение р.М.Маневича их мск.Хор. синагоги, он тоже рекомендовал им пользоваться.

  10. Добрый день. Присоединяюсь к дискуссии . Ещё один не маловажный момент , это взаимодействие с Раввином в своём городе и конечно создание общины .

  11. Хотя я только недавно провозгласил декларацию, но поднятая тема дискуссии меня занимала очень давно. И совершенно не имея намерения возражать кому-то из уважаемых оппонентов (кто я такой, чтобы комментировать авторитетных раввинов), все таки возьму на себя смелость выразить свою точку зрения на поднятые вопросы.
    Движение ноахидов, а пока это только «движение», оно, по крайней мере, на территории СНГ, в серьезную организацию пока не сформировалось, и чем оно станет в будущем целиком зависит от принципиальной позиции авторитетных ученых ортодоксального иудаизма.
    Главный вопрос: «а нужны ли мы (Бней Ноах) иудаизму»? От ответа на этот вопрос и будет зависеть форма и содержание общины ноахидов. Мне представляется, что община Бней Ноах может существовать только как локализованная группа неевреев в иудаизме, именно как его часть, в противном случае смысл ее существования отсутствует.
    Краеугольный камень учения ноахидов – представление о евреях как об избранном Б-гом народе, еврейские учителя, как носители и хранители Традиции, безусловно, должны взять на себя функцию быть учителями Бней Ноах, а в перспективе и всего человечества. Без этой позиции весь смысл существования движения теряется. БН должны позиционировать себя именно как иудеи, нееврейского происхождения, со «своими семью заповедями». Без этого ноахизм просто выродится в секту, на которые богат наш век.
    Отвергая БН как единоверцев, фактически отказывая им в духовном руководстве, иудеи оттолкнут тех, кто готов присоединиться к движению. Что в свою очередь запросто может привести к образованию новой секты под лозунгом: «иудаизм без евреев». У нас все может быть!
    Теперь что касается запрета изучения Торы неевреями: при всем моем уважении к р. М. Вайнеру, думаю, что это утопично. Нетрудно представить человека, пришедшего к иудаизму в его ноахитской форме – это человек, ушедший из христианства, достаточно хорошо его изучивший и понявший, что истина не здесь. Наверняка он обращался к учению ислама, искал истинный монотеизм, и наконец, пришедшел к иудаизму как к абсолютной истине. Прозелит жаждет знания, хочет изучать первоисточники, труды философов и мудрецов. А его сразу же «обламывают». Этот человек прошел полный круг, другой истины, кроме иудаизма для него нет, идти ему больше некуда, а ему говорят: «Не-е, парень, много будешь знать…».
    Ну и, наконец, о субботе и праздниках. Если движение БН будет и дальше развиваться, то ему безусловно понадобится разрабатывать культ, хотя бы как элемент самоидентификации. Нет никакой необходимости соблюдать субботу как положено евреям, зачем создавать ненужные, спорные прецеденты, но отмечать день субботний ноахидам все равно придется т.к. придумывать новый день для духовных потребностей – это создание «новой религии». То же касается и еврейских праздников: конечно Песах в память об исходе евреев, но если бы Ашем не вывел евреев из Египта, не даровал им Тору, то и нас бы ноахидов не было. Так что выпить за братьев евреев в Песах, Пурим, Хануку или Суккот для ноахида – святое дело.
    Думаю, что позиция Брит Олам, р . Ури Шерки однозначно будет принята большинством ноахидов.
    С уважением, А. Липатов Москва.

    1. Алексей с абсолютной точностью описал и мой путь.

    2. Алексей, спасибо за Ваш комментарий! Присоединяюсь к каждому Вашему слову!

    3. Уважаемый, Алексей, спасибо за серьезную формулировку проблемы.
      Относительно вашего главного вопроса: "нужны ли Бней Ноах иудаизму", я думаю, что ответ такой: ровно в той же мере, в которой для Бней Ноах необходимы евреи и иудаизм, потому что это есть опора, на которой базируется Бней Ноах, без него она не может ни развиваться, ни функционировать – точно также, евреям и иудаизму абсолютно необходимы Бней Ноах, потому что именно Бней Ноах, движение человечества в направлении Бней Ноах – это является целью существования еврейского народа и иудаизма.

      Весь предыдущий период развития человечества может быть рассмотрен как подготовка к тому, чтобы человечество становилось Бней Ноах. Это просто сама суть и смысл иудаизма. И поэтому без Бней Ноах и установки на Бней Ноах иудаизм вообще не может полноценно функционировать, развиваться и жить . Поэтому Бней Ноах и евреи нужны друг другу совершенно в одинаковой степени и именно мы вместе составляем правильное направление развитие человечества.

    4. Алексей, не думаю, что дискуссия сдулась. Скорее, она затаилась…

  12. Народов мира много и они слишком разные, было бы странно пытаться жёстко регулировать их повседневную жизнь подобием Шульхан Аруха. Логично как раз, что в мягких рамках 7ми заповедей они будут сами искать свой собственный путь к Всевышнему в океане еврейской мудрости, согласно своим свойствам, и потом естественным образом сформируются разные направления. Может Всевышний для того и дал евреям так много заповедей, чтобы народам мира было из чего выбирать?)

  13. Здравствуйте! Большое спасибо за поднятую тему. Т.к. в наше время фраза «Куда ж податься бедному еврею?» становится актуальной для БН )) «Куда ж податься бедному ноахиду?»

    Очень много разного в подходах этих двух направлений. Но прошу для начала, ответить на один вопрос, который лично для меня может хоть частично, что-то прояснит.

    Вопрос по молитве ШМА. Направление р.Вайнера считает, что БН не может говорить ШМА, т.к. она обращена непосредственно к Исраэль и все, что в ней говорится относится только к евреям.
    В сидуре же р.Шерки есть усеченная версия этой молитвы. Из этого вопросы:
    1. Почему она усеченная, а не полная?
    2. Если часть молитвы убрана по той же причине, что и у р.Вайнера, тогда почему оставлена часть в которой говорится о тфилин и мезузе. Ведь это не относится к БН? «И в знак повяжи их на руку твою, и будут они украшением над глазами твоими, и напиши их на косяках дверей дома твоего и ворот твоих.»

    Заранее спасибо за ответ.

    1. Почему вы решили, что мезуза не относится к ноахидам? Есть ведь мидраш о том как раби Йегуда-Наси послал мезузу императору Рима, так что мезуза вполне может помогать и нееврею (даже идолопоклоннику)!

      1. Рав Вайнер однозначно трактует, что мезузу нельзя не евреям.

        1. Даже рав Вайнер отмечает что многие полагают что мезузу можно

    2. 1. По поводу мезузы – рав Шерки и многие другие раввины полагают что нет никакого запрета БН повесить мезузу на двери. Некоторые считают желательным чтобы украшение мезузы подчеркивало ее "ноахидность", но это детали.

      2. то что рав Шерки в своем молитвеннике поместил краткую версию молитвы Шма свои – это прежде всего только рекомендация, это не обязательно.

      3. Первая часть молитвы Шма совершенно универсальна и подходит для всех. Во второй и третьей части напрямую сказано про жизнь еврейского народа в Стране Израиля, про заповедь Цицит, поэтому они более спецефичны. – но в первой части напрямую про заповеди не сказано.

      4. Конечно, с точки зрения Галахи слова " повяжи на руку", и "будут украшением перед глазами"и "напиши на косяках" относятся к заповедям Тфилин и Мезузы, но с точки зрения простого смысла текста Торы здесь говорится не об этом, – а о том, что нужно смотреть на мир и действовать, (глаза и руки), итакже устраивать свой дом и свой город в соответствии с подходом Торы. Кроме галахического смысла здесь есть общий смысл, простой смысл текста (и из-за того, что мы знаем галахический смысл, он иногда вытесняет прямой смысл – но это не должно быть так).

      5. Надо отметить, что есть в еврейской традиции комментаторы, которые стремятся связать текст Торы с Галахой, например, Раши, а есть другие, например, Рашбам, который как раз говорит о не простом понимании текста безотносительно к галахе, в смысле, как общие идеалы. Поэтому отдельный вопрос, могут ли Бней Ноах надевать Тфилин или вешать Мезузу (мезузу я думаю вообще нет проблем, с тфилин есть некоторые проблемы) – но совсем не обязательно читать этот текст как про мезузу и тфилин, можно читать его как общие указания – и тогда он безусловно имеет смысл для всех.

      6. Фраза "слушай Израиль" может пониматься не только как "те кто является Израилем это говорит", – но как обращение к Израилю, как к источнику монотеизма для человечества. И тогда здесь подчеркивается, что Всевышний является Богом для всего человечества, но это именно, то понимание Всевышнего, который принес народ Израиля. Поэтому эта фраза может быть близка всем БН.

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »