Лишь это желанно Мне
hафтара недельного раздела “Цав” включает два отрывка из книги Иеремии 7:21-8:3 и 9:22-23.
В завершающей главе “Путеводителя растеряных” Маймонид представляет различные подходы к пониманию смысла жизни. Первые три из перечисленных им идеологий не дают достаточного ответа на этот вопрос, поскольку не специфичны именно для человека. И вот эти цели: 1. обладание имуществом 2. здоровье тела 3. добродетельность.
По поводу обладания имуществом, а также обладания властью Маймонид говорит, что все это не более, как наше воображение. Ведь важность владения имуществом, как и ценность власть – не более, как принятые обществом стереотипы, а не истинные ценности. И обидно вкладывать силы в деятельность, целиком основанную только на фантазии.
Здоровье тела – безусловно, важная цель, но стремление человека быть здоровым не отличается от подобного стремления любого животного, которые тоже нуждаются в том, чтобы быть здоровыми. Так что, это не может быть главным в самореализации человека.
Добродетельность – необходима для установления правильных взаимоотношений между людьми. Но, если человек окажется вне общества других людей, то не будет никакого смысла в его добродетели.
Все это рассуждение Маймонид приводит, основываясь на том, что говорил пророк Иеремия (9:22): “Так сказал Господь: Да не хвалится мудрый мудростью своею и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим”. Мудрый человек стремится к добродетели, герой заботится о здоровом теле, а богатый печется о своем имуществе. И не смотря на то, что для совершенства человека необходимы все три составляющие, но все они не могут быть целью его жизни. Истинная цель жизни – это познание Бога. Как написано далее: (23) “Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня”. Это определение не совпадает с часто встречающимся мнением, что целью жизни человека является исполнение заповедей, служение Богу. Но из слов пророка следует, что заповеди – это лишь средство для постижения “Знания Бога”, а не самоцель. (И также объясняет Маймонид в Законах Оснований Торы, 4:13).
Мы рассмотрели как соотносится философия и слова пророка Иеремии в отношении вопроса о цели жизни человека. Маймонид добавляет, что сказанного вполне достаточно, и пророк мог бы остановиться и не говорить больше, после того, как он разъяснил, в чем состоит смысл жизни. Продолжение слов пророка демонстрирует уникальность Торы Израиля: “Я – Господь, творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне, – сказал Господь”. После познания Бога – возникает новая цель: Милосердие, правосудие и справедливость – и это ценности, которые заключают в себе всю практику морали. До тех пор, пока мы не постигли Бога, эти ценности имели техническое значение, и были необходимы для постижения, но после постижения Бога – открывается, что их реализации заключено желание Бога, и таким образом они освящаются.
Рамхаль (Путь праведных, 26) добавляет к словам Маймонида, что не только благочестие приобретает святость у тех, кто познал Бога, но также и естественная физическая жизнь человека, его материальная собственность и все остальное, что относится к жизни в нашем мире. Таким образом, святость в ее совершенном виде не противоречит жизни в этом мире, а представляет собой мир между душой и телом.