Недельная главаПророкиРав Ури ШеркиСтатьи-Недельная глава Торы

Очищение самоосознания

В эту неделю мы читаем в Торе раздел “Шмини”, в добавление к нему отрывок “Пара” (о Красной Корове), а в hафтаре отрывок из пророка Иехезкиэля (36, 16-38). Отрывок про Красную Корову описывает процесс очищения человека от физической нечистоты, а hафтара занимается очищением общества.
Нечистота отдельного человека определяется hалахой, и влияет на его практическую жизнь. Нечистота общества приводит к тому, что Божественное Присутствие уходит, вследствие разрушения связанного с грехами общества и из-за тяжелых грехов отдельных людей. И так написано в трактате Швуот (7б) “Существуют три вида нечистоты: нечистота идолопоклонства, нечистота разврата, и нечистота убийства. Про идолопоклонство сказано (Левит 20:3) : “Оскверняя святилище Мое”. Про разврат сказано (Левит 18:30): “Соблюдайте же закон Мой, чтобы не поступать по гнусным обычаям, дабы вы не осквернялись ими”. А про убийство сказано (Числа 35:34): “И не оскверняй земли”.
Слова пророка (стих 17) начинаются с описания тяжелой ситуации, сложившийся к тому времени: “Сын человеческий! Дом Израиля, обитавшие в земле своей, осквернили ее путем своим и деяниями своими”. Однако именно тут есть намек на возможность исправления, и стих добавляет: “Как нечистота женщины был путь их предо Мной”. Нечистота женщины является только временной, и от нее можно очиститься. Это указание на то, что и также и общенациональная нечистота, происходящая от дурных дел общины Израиля, исчезнет в эпоху возвращения в Сион.
Изгнание, причиной которого была нечистота дурных дел в Земле Израиля, само создает еще и новый тип нечистоты – нечистоту Изгнания. И эта нечистота еще хуже нечистоты, происходящей от тяжелых грехов, описанных выше. Причина этого в том, что изгнание – это осквернение Божественного Имени (стих 20): “Ибо говорили о них: “Народ Господень они, и из земли Его были изгнаны!” И поэтому понятно объяснение наших мудрецов (Мидраш Эйха, 3:7) “О, если бы продолжали жить на своей земле, хотя бы и оскверняли ее”, потому что именно Изгнание это еще худшее разрушение.
Слова пророка соответствуют представлению о том, что Избавление не зависит от раскаяния, – и это потому, что Бог сам заинтересован в возвращении Израиля в свою Страну. В трактате Санhедрин (97б) мы читаем: “Шмуэль сказал: Достаточно скорби, которой мы столько времени скорбим” – и поэтому даже и без раскаяния мы все равно вернемся.
Но представляется, что есть еще дополнительный смысл у Избавления, поскольку оно порождает такое продвижение в сознании народа, которое невозможно в изгнании. Потому что только после Избавления, после того как реализуется “И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу” (ст. 24) – станет возможна реализация полноценного раскаяния: “И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас” (ст. 25).
Зависимость между раскаянием и Избавлением такова, что раскаяние зависит от Избавления, – а не наоборот, не Избавление от раскаяния. И причина этого в том, что настоящее раскаяние, которое есть возвращение к Всевышнему, включает в себя также и возвращение к национальной общности, и оно не довольствуется только личной духовностью, которая иногда приводит к уменьшению пространства жизненности. И в этом процессе происходит превращение “каменного сердца” в сердце живое (ст. 26) духовное продвижение народа: “И дух Мой Я вложу в вас; и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать будете и поступать по ним” (ст. 27).

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »