Месяц Элул
Месяц перед новым годом мы посвящаем размышлениям о том, что можно исправить в нашей жизни.
Рав Шерки говорит о путях раскаяния и его целях.
Включите субтитры
Текст перевода
Шалом,
Элул, это особенный месяц.
Этим месяцем, заканчивается еврейский год. Классическое понимание значения месяца Элуля – как месяца подготовки к будущему году. Поскольку мы хотим начать следующий год, будучи чистыми. И поэтому традиция говорит, что в этот месяц человек должен раскаяться, исправить все грехи, которые он совершил. Так чтобы новый год начался для него в чистоте и в радости, в истинном служении Всевышнему.
Так чем же занимаются в месяц Элул? Занимаются раскаянием. Вопрос, что же такое раскаяние? Есть в раскаянии некоторая пугающая нас составляющая. Я должен дать себе отчет в своих поступках, проверить, в чем я не был прав. Но вместе с этим есть и большая радость. Так как это возможность очиститься, возможность исправиться. Идея раскаяния в основе своей оптимистична. Она подразумевает, что, несмотря на то, что ты можешь многое испортить, но в той степени, как ты можешь испортить, в той же степени, в точности, ты можешь исправить. И когда человек исправляет свои грехи, когда человек раскаивается, когда он искупает грехи, он становится не просто так же чист так же, как и до греха, он становится еще лучше. Сказали наши мудрецы: На том месте, на котором стоят раскаявшиеся, законченные праведники не могут стоять. Уровень человека, который согрешил и исправил свое прегрешение, и поднялся. находится на гораздо выше. Так что наряду с трепетом и определенным страхом, которые сопровождает процесс раскаяния, есть еще и большая радость в душе, поскольку возможно все исправить.
Сказали наши мудрецы: Раскаяние, молитва и милостыня – отменяют тяжкий приговор. Таким образом, мы занимаемся тремя вещами: Раскаянием, молитвой и милостыней. Почему же именно три эти вещи требуются от нас?
Когда человек раскаивается в своих прегрешениях, он в основном сосредоточен на своих отношениях с Творцом. И он, в определенной степени, может забыть и о себе, и даже о своем ближнем. Чтобы раскаяние было истинным, а не стало бегством от ответственности, наши мудрецы велели нам соединить эти три вещи. Молитва – это возвращение к правильным взаимоотношениям с Творцом. Милостыня – возвращение к правильным отношениям человека с его ближним. Что же такое тшува? Это возвращение к правильному положению в отношении человека к самому себе. Когда человек грешит, он в основном наносит ущерб самому себе. И только тогда, когда человек исправляет все три системы взаимоотношений Человека и Бога, человека и человека, и человека с самим собой. Только тогда его раскаяние истинно и полно.
Есть комментарии, которые основываются на намеках. Так, например, говорят комментаторы, про слово Элул, содержащее четыре буквы Алеф-ламед-вав-ламед, что его можно читать как аббревиатуру стиха из Песни Песней. Элул – “Я (принадлежу) возлюбленному моему, и возлюбленный мой – мне”. Возлюбленный тут – Всевышний. И в этом, я думаю, есть в наши дни важный урок для всего человечества.
Сегодня в мире есть борьба между двумя культурными пространствами. Между западом, наследником христианства и его философии и между мусульманским арабским миром. И эти две культуры сталкиваются. Основа разногласий очень глубока, и не всегда о ней говорят. Для западной культуры центром всего сущего является человек. Она антропоцентрична. Для мусульманского восприятия эта идея – глубокое потрясение, противоречащее всем основам веры. В мусульманском мире в центре стоит Бог. И это называется теоцентризм.
Где же находится иудаизм в этой системе? Поставим ли мы в центр человека или Бога? Ответ иудаизма, как всегда – совмещает в себе разные подходы. “Я возлюбленному моему, и возлюбленный мой – мне”. В центре находится диалог между Богом и человеком. Когда мы грешим, мы разрушаем гармонию этого диалога. Когда мы раскаиваемся, мы возвращаемся к плодотворному и гармоническому диалогу между человеком и Творцом. Так давайте все полностью раскаемся, вернемся к Богу. И не только за наши частные грехи, но и за грехи всего человечества. За неправильно построенные системы отношений человека и Бога. Доброго года нам и всем людям мира, всем Бней Ноах во всем мире.
С Новым годом.
Рав Ури Шерки