Недельная главаПророкиРав Ури ШеркиСтатьи-Недельная глава Торы

Праздники мессианского времени – по пророку Иехезкиэлю

В эту субботу, в начале месяца Нисан, в Афтаре из пророка Иехезкиэля мы встречаем порядок жертвоприношений не соответствующий обычному, описанному в Торе.
Вопрос о различиях между словами пророка и законами жертвоприношений, которые сформулированы в Торе, разбирался уже во времена мудрецов Талмуда. В трактате Шабат (13б) говорится, что противоречия между Торой и пророчеством Иехезкиэля разрешил раби Ханания сын Хизкии, но мы не знаем подробности этого решения. Поэтому комментаторы расходятся во мнениях по поводу того, каким оно было. Маймонид считает что это временное постановление, которое будет реализовано в первый год функционирования Третьего Храма. Другие комментаторы, считают, что в пророчестве говорится о времени после воскрешения мертвых, когда заповеди потеряют статус обязанностей, и законы обновятся через пророчество (комментатор Иеhуда ибн Билам, 1000-1070).
К какому бы периоду мы не относили изменения, о которых говорится в пророчестве Иехезкиэля, нужно подчеркнуть, что оно отражает картину мира отличную от той, которая нам известна. В Торе есть заповедь 14 нисана принести в жертву Песах ягненка или козленка для каждой группы организующей совместную трапезу. Иехезкиель же говорит об одной единственной жертве, которую должен принести вождь за весь народ. И это должен быть бык, а не ягненок, и грехоочистительная жертва, а не мирная.
Видимо, причина этих изменений в том, что уже не будет необходимости напоминать о выходе из Египта после того, как произошло Избавление более полное. В частности так объяснили мудрецы, слова Бен Зома, что не вспоминают о Выходе из Египта во времена Мессии (Брахот 12б). И поэтому не нужно зарезать ягненка, которому поклонялись в Египте. А принесение быка в грехоочистительную жертву похоже на быка, приносимого в жертву в День Искупления. И цель ее – искупить народ в процессе последнего Избавления.
Праздник мацы подчеркивает полное освобождение, приходящее с последним Избавлением. Он продолжается семь дней, и, в соответствии с пророчеством Иехезкиеля, в каждый из дней приносят в жертву семь быков и семь баранов (а не семь быков и одного барана, как сказано в Торе) – поскольку в это время в мире “свет солнца станет семикратным, как свет семи дней” (Исая 30:26). А также нет ягнят (которые символизируют развитие), и нет козла грехоочистительного, так как закончено исправление. А также изменятся меры хлебного приношения и масла: не десятую часть эйфы муки будут приносить, а целую эйфу муки, и также и полную меру масла, а не половину и не треть.
Еще один праздник, в который будут приносить такие же жертвы, как в праздник Мацы, – это праздник Суккот. И в этот день будут отмечать победу в войне Гога и Магога, как это рассказывается в пророчестве Захарии (14).
Празник Шавуот и праздник Шмини Ацерет, в которые отмечают дарование Торы, в пророчестве Иехезкиэля исчезают, поскольку в эти времена весь мир уже дойдет до той ступени, про которую говорит мидраш (Коhелет Раба): “В этом мире Я дал вам Тору, а на будущее – жизнь я даю вам”. Также отменяются и Рош hа-Шана и День Искупления, поскольку нет больше преступлений, и Бог царствует явно.
Особенно необычно изменение, которое происходит с постоянным жертвоприношением – которое не будет приноситься, как некогда “один ягненок утром, один ягненок вечером”, – а будет только “один ягненок утром”. И это намекает нам на то, что тьма исчезнет из мира, и даже темное время станет светлым. Как об этом сказано также и у пророка Захарии(14:7) “И к вечеру будет свет”.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »