Общее и частное
Рав Цви-Иеhуда Кук объяснял, что книга Чисел (Бамидбар), – это книга идущих по дороге. Что имеется в виду?
Книга Чисел отличается от предшествующих ей книг Пятикнижия – Бытие, Исход, Левит, – подчеркивающих потрясающий порядок мироздания, от Творения к появлению человечества и народа Израиля, и до проявления Божественного Присутствия в Скинии Завета, и службы Израиля в ней.
До этого момента мы могли бы подумать, что Тора дана упорядоченному человеку, мир которого устойчив, а потрясения редки. Но книга Чисел знакомит нас с кризисными ситуациями и сомнениями, свойственными жизни в пустыне, жизни в движении. В таком положении общество разделяется на части, где каждый идет своим путем и тянет в свою сторону.
Помимо отрицательной стороны такого распада, в нем есть и положительная сторона. Пустыня – это место, в котором, как в лаборатории можно прояснить роль каждой составляющей Израильского общества, дать каждой части подходящее ей место.
Чтобы справиться с отсутствием порядка, необходимо организовать подсчет народа, перед выходом в путь. Этот подсчет напоминает нам, что в начале нашего пути существовал базовый порядок, даже если потом, в процессе движения по дороге он распался из-за превратностей жизни. И к этому порядку мы возвращаемся в дальнейшем, в разделе “Пинхас”, в подсчете вышедших из пустыни.
И при этом находит свое выражение глубина подхода Торы в ее отношении к форме подсчета. Когда подсчитывают общество, то есть ощущение, что подсчет не индивидуален, не считается с личностью. Все тоталитарные режимы, разрушают, сминают всякую ценность частного человека. Чтобы противодействовать этому, можно было бы вместо общего числа отметить имя каждого человека, – но в таком случае будет ущерб для общего единства. Поэтому заповедь Торы – подсчитывать “число имен”. “Число” – вещь общая, подчеркивает аспект, объединяющий все частности, – с другой стороны, “имена” отмечают ценность каждого частного человека в отдельности.
Все правила, по которым толкуется Тора связывают общее и частное – т.к. именно при таком подходе можно справится с преткновениями, которые происходят в жизни.
В процессе движения по пустыне центральным персонажем, ведущим народ Израиля, было колено Леви, которое располагалось в центре лагеря. Особенность этого колена с том, что оно способно действовать в положениях сомнений и кризисов. Оно может создать связь со всем Израилем, поскольку у него нет никакой конкретной опоры. Они не коhены-аристократы, но и не совсем похожи на простой народ, который получает наделы в Земле Израиля. Колено Леви – нечто промежуточное, и поэтому они могут сплотить всех.
Однако, в Земле Израиля колено Леви, колено движения, уже не занимает центральное место. Там такое место займет колено Биньямина, которое будет в самом центре в географическом смысле. Он будет учить другие колена законам Земли Израиля, поскольку Биньямин – единственный из всех братьев, который родился в Земле Израиля, и именно эта частность станет в Стране Израиля ведущей. Именно то новое поколение, которое родится здесь, сможет открыть Тору всему человечеству.