Уважение к родителям
Если вы думаете, что оно сводится к простому признанию добра, которое они сделали, дав нам жизнь, в действительности оно простирается намного дальше.
Универсальная ценность
Уважение к родителям — ценность признаваемая повсеместно, не иудаизм изобрел ее. Это верно до такой степени, что когда Талмуд преподает эту ценность и хочет показать как далеко следует зайти, чтобы остаться верным ей, он выбирает историю о нееврее из города Ашкелон, который так сильно уважал своего отца, что отказывался разбудить его, чтобы сообщить об одном чрезвычайно важном деле, из-за чего потерял большую сумму денег. Если Талмуд выбрал нееврея в качестве образца, то значит, он считает уважение к родителям универсальной ценностью, которая касается всех людей, кем бы они не были. Но всегда ли эта ценность была очевидной?
Уважение к родителям не само собой разумеется
Свидетельства, оставшиеся от древности, указывают на то, что уважение к родителям было совершенно неизвестно в древнем мире. В то время каждый жил для себя и не признавал какого то особого долга по отношению к предыдущему поколению. Уважение к родителям не само собой разумеется. И если вы думаете что оно сводится к просто признанию добра, которое они нам сделали, дав жизнь, в действительности оно простирается намного дальше. Верно, что те, кто дал нам жизнь, заслуживают (только уже за это) нашей полной признательности и всего нашего уважения. Но с ним связана еще одна очень важная вещь.
От отца к сыну
На уровне бессознательного между родителями и детьми существует соперничество, ведь каждый сын однажды сам станет отцом. Поэтому признать необходимость уважать своего отца означает принять тот факт, что кто-то задерживает меня, заставляет ждать того дня, когда я возьму на себя роль отца. И только когда разрешены проблемы со своими собственными родителями, возможно по настоящему сам стать отцом. Иначе говоря, отцом возможно стать только получив от отцовской власти благословение на отцовство. Психоаналитики говорят, что это момент, когда преодолевается эдипов комплекс.
От Бога к родителям
Все это очень глубокие вещи. Важно понимать, что отношение ребенок – отец привилегированное по сравнению с прочими отношениями, возникающими между человеком и его ближним, причем до такой степени, что Талмуд считает, что есть фундаментальное подобие между отношением человека со своими родителями и его отношением к Творцу мира. По мнению психологов, то понятие, которое человек имеет о Боге, начинается с понятия, которое он имеет о своем отце. Однако Тора утверждает обратное. Понятие, которое человек сформировал о Боге, должно быть отнесено к его отцу.
Ответственность родителей
В видении конца времен, пророк Малахи (3:23) говорит, что придут времена, когда пророк Илия вновь придет к людям, чтобы возвратить сердце отцов к сыновьям и сердце сыновей к отцам их. Обратите внимание на порядок, в котором это должно происходить: прежде отцы должны придти к сыновьям и только потом сыновья вернуться к отцам. Это означает, что работа должна быть начата родителями. Им необходимо признать, что их дети — это их продолжение, и тогда только начнется партия сыновей – признание, что их отцы дали им жизнь. Ощущать признание по отношению к тому, кто дал тебе жизнь, – это не всегда само по себе разумеется. Иногда иногда люди доходят до того, что даже вменяют это в укор.
Признать необходимость уважения к родителям означает признать, что жизнь хороша и мир стоит того, чтобы быть сотворенным и прожитым.
Полноценная нравственная жизнь
В уважении к родителям Тора видит проект полноценной нравственной жизни. Современное общество забыло, что это означает. Распад семейных связей привел к тому, что всякий на земле стал свободным, но на самом деле одиноким. Реализация подлинного братства начинается с любви и уважения к тем, кто дал нам жизнь, даже если это не предполагает обязательно послушания. Главное, чтобы любовь и уважение присутствовали даже во возможных властных конфликтах. Уважение к родителям может направить и к уважению к заповедям Творца мира.