Афтара недельного раздела Ваишлах (для сефардских общин) это первая глава Книги Овадии, и в ней мы читаем «истреблю Я мудрецов в Эдоме и разум на горе Эсава» (1:8). Наши учителя, основываясь на сказанном в Эйха Раба (2,13), выводят из этого стиха: если скажет тебе Эдом: «есть мудрецы у народов» – верь, ибо написано «истреблю Я мудрецов в Эдоме и разум на горе Эсава». Если же скажут тебе: «есть Тора у народов» – не верь, ибо написано «царь ее и сановники ее – среди чужих народов; не стало Торы, и пророки ее не обретают видений от Господа» (Эйха 2:9). Из того, что пророк указывает на исчезновение мудрости в Эдоме, мы учим о ее былом существовании там.
Представляется, что есть сущностная связь между явлением мудрости Эдома и ее утратой. Мудрость Эдома – и, в широком понимании, мудрость всей западной культуры – соревнуется с мудростью Израиля. Западная культура строится на критическом чувстве, представляющим собой основу науки, которая приносит человеку великие постижения, – но вместе с тем не сообщает ему ничего достоверного о том, что касается внутренней сути жизни. Она всегда остается внешней по отношению к явлениям, не проникая в их глубину.
Раби Авраам Бибаго (один из мудрецов Испании поколения перед изгнанием) в своей книге «Путь веры» объясняет в связи с этим, что с мудрецами Израиля, мудрость которых коренится в пророчестве, состязаются мудрецы трёх цивилизаций – Египта, Вавилона и Эдома. Состязание между мудростью Израиля и мудростью каждого из этих народов происходит в то время, когда Израиль находится в их среде, в изгнании. В основе мудрости Египта лежит мир чувств и магия, в основе мудрости Вавилона лежит воображение – и с этими двумя цивилизациями понадобилось немного времени для выяснения того, на чьей стороне правота: 210 лет в Египте до прихода Моше, начавшего серию казней, действиями, которые умели совершать также и колдуны Египта, пока не открылся конец их могущества, и 70 лет вавилонского плена, когда выяснение произошло через Даниэля, разгадывавшего сны царя Вавилона, которые не могли разгадать его мудрецы. В отличие от этих двух изгнаний, галут Эдом оказался очень длинным (поскольку в нашем веке это изгнание завершилось – мы знаем, что оно продлилось 1880 лет), – поскольку духовное состязание между Израилем и Эдомом основывается на очень тонком различении в области «хуш hа твуни», («чувства разума, понимания»). Это название, которое рав Бибаго дает философии, несет двойной смысл: с одной стороны в нем присутствует чувство, с другой стороны разум. Философия заявляет, что обладает разумом (пониманием) и объективным знанием реальности, тогда как на самом деле она ни что иное, как чувство, т.е. субъективное знание, которое основано на чувствах. С того времени как в дни Канта философия признала эту свою слабость, продолжение Изгнания стало ненужным, и поэтому освободился путь для обновления пророческой культуры через возвращение в Сион. Именно с этого времени начинаются раздаваться призывы к Возвращению и возникает сионистское движение.
Спасение мудрости Эдома придет через то, что люди святости из потомков Яакова смогут усвоить хорошее в ней и отвергнуть испорченное, и именно об этом говорит Афтара: «И взойдут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Эсава; и будет Господу – царство» (Овадия 1:21). Ибо одна из важных целей избавления — работа по разбору ценностей Эсава (т.е. духовных ценностей Западной цивилизации), вынесению суждения о них и через это исправления мира.
Спасителями мудрости Эдома призваны быть хасидей умот hа-олам под руководством своих мудрецов, взошедших на гору Сион для осуждения горы Эсава.