Вопросы-Основные понятияОтветы на вопросы

Души и переход в иудаизм

Почему Танья говорит о двух душах? Почему ортодоксальные раввины так строго относятся к гиюру?

В1: Почему Танья  говорит о двух душах, а каббала говорит о трех уровнях души? ( Точнее: почему каббала разделяет нефеш на нефеш и руах)?

О1: Танья занимается тем в кабале, что применимо к морали, и с этой точки зрения важна дуальность нефеш-нешама.

 

В2: Можно ли сказать,  что также и каббала описывает две души, но рассматривая более подробно  низкие уровни души (нефеш и руах), она говорит  о трех душах.

О2: Правильно.

 

В3: Или мы должны говорить об одной душе с тремя уровнями?

О3: Это также верное утверждение.

 

В4: Вчера я прочел интересную статью о гиюре . См: http://www.jewishideas.org/min-hamuvhar/conversion-judaism-halakha-hashkafa-and-historic-challenge

Я цитирую из этой статьи: «Галахические источники допускают очень большую терпимость при  принятии геров, почему в таком случае важные галахические авторитеты 19 и 20 века встали на  столь строгую позицию,  прямо  противоречащую  этим источникам.  Почему, на самом деле, позиция устрожения стала превалирующий внутри ортодоксии?

Один ответ был уже, возможно, дан. На ортодоксальный раввинат сильное повлияло возникновение реформистского и консервативного иудаизма, а также  все увеличивающееся число евреев, которые оставили галахический образ жизни. Видя в ортодоксии бастион верного Торе иудаизма, ортодоксальные мудрецы настаивали на такой политике,  которая проводила бы четкое отличие между «нами» и «ими». «Мы» – это те, кто требует  скрупулезного соблюдения галахи. «Они» – это те, кто предал традицию Торы и подрывает соблюдение заповедей. Это отношение было перенесено  и в область приема геров. «Мы» хотим только таких геров, которые будут подобно нам по настоящему преданы Торе и заповедям. «Мы» не хотим плодить еще больше не соблюдающих евреев в наших общинах.

Другой возможный ответ заключается в том, что некоторые равы в ортодоксальной общине имеют мистические воззрения на иудаизм, с точки зрения которых представляется очень трудной задачей нееврею стать евреем . Рабби Авраам Исаак Кук , например, верил, что акт перехода в иудаизм требует от проходящего его присоединения к душе Кнесет Исраэль, метафизического образа собрания Израиля. Переход  может быть  совершен только благодаря всецелому принятию заповедей, поскольку заповеди составляют  само существо еврейской души. Это не простой переход, согласно раву Куку еврейские души и нееврейские души  различаются  онтологически. Нееврею, для превращения его души в еврейскую душу необходима чрезвычайно сильная связь  с Торой и заповедями. В общем, если не вдаваться в подробности, направление мысли рава Кука может быть использовано для раздувания как чувства еврейского «превосходства», так и латентных ксенофобских тенденций.

Мне бы хотелось узнать вашу реакцию на это.

О4: Такой анализ возможен. Но это не важно. На самом деле, все зависит от решения бейт дина.

В5: Мы как евреи – особенные, поскольку Бог избрал нас для исполнения Его миссии на земле. Но представьте себе, я боюсь определять нашу особость  понятием  еврейской души? Почему? Позвольте мне  процитировать рабби Авраама  Хешеля , его книгу «Небезопасность свободы», глава 10: «См. Мишна Сангедрин 4:5: «Да не скажет человек  своему ближнему :  мой отец более велик, чем твой».

Мне представляется, что наша особость заключается не в нашей душе, но в нашем предназначении. Пережитые нами исход из Египта и дарование Торы на Синае  оставили глубокий след в наших душах. Этот опыт мы несем с собой с того времени и поныне.

О5: Это вопрос семантики. Предназначение творит души.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »