Заповедь благотворительности
Как правильно Бней Ноах исполнять заповедь благотворительности?
Ответ рава Холандера
Заповедь благотворительности не входит в число семи универсальных заповедей Бней Ноах. Но, по мнению рабейну Нисима hа-гаона, заповеди имеющие рациональное обоснование обязательны также и для Бней Ноах.
С другой стороны, так как современное государство, в котором живет БН использует взимаемые с граждан налоги также и на социальные программы, можно считать, что платя налоги БН выполняет эту разумную заповедь благотворительности.
И остается еще особая заповедь – милости, сострадания и участия. Если ближний находится в тяжелом положении, отказ от помощи ему может быть расценен, как “Осквернение Имени”. Т.е. если БН не будут помогать бедным, это отрицательно повлияет на отношение к других людей к БН и к иудаизму.
Поэтому, если таковы общественные нормы в их среде, то и БН должны жертвовать на благотворительность.
Особый случай, если община БН решает обязать своих членов определенному взносу на благотворительность. В таком случае ее члены будут обязаны этот взнос делать в рамках соблюдения законов. Т.е. принятые в общине законы – обязывают БН к ней принадлежащих.
поверхностно, как то …..
Тема благотворительности очень обширна и как мне кажется в данном режиме ее не раскрыть.
Предлагаю данную тему сделать в виде урока (как представленные уроки по скайпу)
Например у меня есть вопросы по данной теме:
– Насколько я понимаю – благотворительность и цдака разные вещи?
– Если я дал денег наркоманам на дозу – это благотворительность? А если я наркоману дал денег на еду, а он купил дозу это как? А если он не работает, а своим доходом видит только клянчинье денег у меня? А вдруг он не может работать, он бы рад но его не берут на работу- что тогда?
– Понимаю что за благотворительность есть награда/последствие (как и за любое другое действие) – если я знаю что добро мне вернется – не является ли моя щедрость неким вариантом колдовства? К тому же если я знаю что добро мне вернется – о какой бескорыстности можно говорить? А если мои действия преследуют корыстные интересы – награда уже не положена … замкнутый круг …
– Если я встретил двух цыганок – одной дал (потому что она по ее словам беремена), а второй нет (потому что я вообще то им не доверяю и считаю что у цыган попрошайничество бизнес), вторая естественно обиделась – сделал ли я в таком случае благотворительность ?
– в праздники принято давать больше на благотворительность – если предположить что это связано как то с астрологией – то опять таки, не является ли подаяние неким вариантом колдовства?
– предположим я дал цыганке 10 рублей, она стала просить еще, я отказал, она меня прокляла и я ушел в гневе – это акт Благотворительности ?
– если я дал деньги нуждающимся – это конечно благотворительность. Но потом мне на что то нехватило. И я буду ныть что у меня нет средств – получаю что я подставляю Всевышнего?
Он мне дал денег, а я их разбазарил и теперь у меня внутри некий вариант обиды – что немогу себе позволить покупку.
– если я подозреваю что даю деньги мошейнику и он и в правду меня обманывает – это благотворительность?
– допустим есть награда за благотворительность – тогда соответственно за то что прошел мимо нищего должно быть наказание ? А если просящих много и есть сомнения в их искренности, а на всех у меня нехватит – что тогда? (награда или наказание – понятно что это две стороны одной медали, но всё таки какая сторона)
– у меня попросили 10 рублей, а я дал 5 рублей – получилась полуБлаготворительность?
– ничего случайного нет – если у кого то нет денег получается Создатель ему не дал их — таки кто я такой что бы нарушать его желание? Если бы Бог хотел он бы насыпал нищему денег.
(это я про смирение и принятие воли Творца – только перенеся на другого человека данный момент, может ему для праведности, спасения души нужна нищета и голодная смерть – есть же Цадики которые нищие, мне же не известны планы Бога.)
– передмной два человека которым и каждому надо 10 рублей, у меня есть всего одна монета в 10 рублей, я ее готов дать любому из просящих. Как мне выбрать кому бы Бог хотел бы что бы я дал денег?
– человек просит на еду – я ему дал на пол пирожка, не является ли данный акт неким издевательством над просящим? А если он просит на квартиру в центре Москвы?
– Что на верху то и внизу – что внизу то и наверху. То есть там наверху тоже есть "нищие", а я тут снизу средства распределяю … которые сам же получаю сверху…. Они что там на верху не могут сами разобраться и поделиться? Окей, допустим у "верхних" нет свободы выбора – но как возник такой дисбаланс? С человеком всё понятно, все объяснения сводятся к тому что "Человек сам виноват", а с теми кто наверху они тоже сами виноваты – но у них же нет свободы выбора …. опять зациклило ….
– я дал 5 рублей, мой товарищ дал 1000 рублей – соответственно у него награда больше? Если да, тогда у миллионера больше шансов попасть в Рай? То есть и тут неплохо потусил и там отдохнул …. а кто тут был нищим и вынужден был воровать на еду и там еще в Аду пожарится?
– а если мне жалко денег или их нет – но доброе слово это же тоже благотворительность? а если к слову прибавить и ласку… а если еще и хороший секас для одинокой женщины это я могу приравнивать к Благотворительности?
– а если человек сатанист, садомит, колдун и людоед – а я ему денег дал как мне это зачтется?
– в праздники надо денег давать больше, то есть во все остальные дни можно давать меньше – размер благотворительности по выделенным дням не принижает ли благотворительности в другие будничные дни?
Тема благотворительности/цдаки очень интересная и очень обширная поэтому хотелось бы услышать ответ по подробнее.
Ведь в основном о Благотворительности мы знаем и совершаем ее из-за Веры, а не потому что у нас маленькие карманы и тесные кошельки 🙂