Авраам и достояние Египта
“И был голод в той земле…” (Бытие 12:10) Из этого понятно, что был голод, но стих далее повторяет это: ” …и спустился Аврам в Египет, пожить там, ибо тяжек голод на земле”. Зачем нужно такое повторение? Мидраш говорит: Это сообщает нам, что не только в Стране Израиля был голод, но и в Египте – однако там был другой вид голода, о котором сказал пророк “не бесхлебицу и безводье, а голод и жажду внимать словам Господним.” (Амос 8:11). Именно этот голод влечет Авраама в Египет.
С тех пор как человек упал с высоты преставлений Эденского Сада в грубую реальность нашей жизни, разделилась единая река, выходящая из Эдена и орошающая сад, и в мире возникло четыре начала четырех основных культур: Египет, Индия, Ассирия и Вавилон, которые были построены на этих реках. Пишон – Нил, Гихон –Ганг, Хидекель – Тигр и Прат – Евфрат. Человеческая культура и личность разломалась на множество осколков, которые мудрецы каббалы называют “искрами святости, рассеянными между скорлуп”. Задача же народа Израиля – соединить их снова. И поэтому Тора продолжает: “И благословляться тобою все семейства земли”. Под “благословением” понимается тут “соединение”, которое должен произвести в мире еврейский народ. И это начинается с голода, который вытаскивает Авраама из Ханаана и направляет заниматься Египтом.
При приближении к Египту, Авраам говорит Саре: “Вот я знаю, что жена прекрасная видом ты”. И это не просто констатация факта – но и объяснение миссии, которая возложена на них. Красота притягивает. Сара – это позитивная и базовая сила народа, несущего избавление миру. Любой народ хочет получить ее.
Далее Авраам уточняет, что две опасности стоят перед ними: а) ” и убьют меня”, и б) ” тебя оставят в живых” – ты будешь передана Египту. И решением является: “Скажи, что моя сестра ты”. И это указание на мудрость, о которой Писание говорит: “Скажи мудрости: Ты сестра моя!” (Книга притчей Соломоновых 7:4). Авраам указывает Саре, что они идут в Египет собирать мудрость, которая упала из Сада Эденского в реку Пишон. “Чтобы благо мне было ради тебя” – и комментарий Раши уточняет: “Дадут мне дары”. По простому смыслу это может пониматься как: “Этим ты спасешься, так как дадут мне подарки, чтобы я согласился выдать тебя замуж, как свою сестру, за одного из тех, кто принес подарки, и мы сможем выиграть время”. Тайным же смыслом этой фразы является: “Я получу внутренние дары Египта, с тем, чтобы вернуть их к святости”. И именно поэтому Авраам добавляет: “И жива будет душа моя благодаря тебе” – и не убьют меня. Именно связь Красоты, привлекательной духовности и мудрости, с Авраамом и еврейским народом явилась основой нашей жизненности.
В конце концов, выходя из Египта, Авраам забирает с собой большое имущество. Людей, животных, серебро и золото, – которые несут в себе концентрат египетской культуры, и это предвещает будущий выход Израиля из Египта “с большим имуществом”. А также и будущий, уже в наши времена, выход из Европы с накопленным богатством, материальным и духовным, – для того, чтобы исправить мир в конце дней.