Отношение к библейской критике
В. Шалом Рав Ури . Насколько я знаю, ортодоксальный иудаизм в основном отрицает результаты как высшей так и низшей Библейской критики (которая была развита немецкой школой). Мой вопрос заключается в следующем: по какой причине евреи отрицают библейскую критику, потому что они не согласны с ее базовыми предположениями [в отношении Библии] (например, потому что критика предполагает, что чудеса невозможны, или, что религия развивалась и т.п.). Или же иудаизм считает, что сами результаты исследования библейской критики – неубедительны (например, базируясь на доказательствах, собранных самой библейской критикой нельзя заключить написал ли Моше пятикнижие, или нет)? Я вижу, что неортодоксальные евреи начинают принимать библейскую критику (не смотря на ее антисемитское происхождение), потому что по их мнению представленные ей доказательства являются убедительными. Каким образом ортодоксальный иудаизм отвечает на это?
Высшая критика Библии утверждает, что Пятикнижие не было написано Моисеем, но оно является собранием различных документов написанных или отредактированных разными редакторами в гораздо более позднее время (чем время Моисей). Текст, в котором Бог называется Элоким, обозночается символом E, текст, в котором Бог называется четерехбуквенным именем, обозначается символом J, третий источник обозначается символом P (источник священников), и четвертый источник, который лежит в основе Второзакония, обозначается символом D. Таким образом объясняют все повторения и противоречия в Пятикнижье.
О.
Шалом Хердиан.
Библейская критика базируется на ненаучном предположении, что Библия не является откровением. Со всем остальным можно согласиться, так например: анализ текста с точки зрения стиля, содержания, сравнения с внешними литературными источниками и т.д. Интерпретация этих данных по необходимости субъективна и зависит от уровня конкретного читателя.