Сидур

БРИТ ОЛАМ – молитвенник для Бней Ноах, ч.3

составлен раввином Ури Шерки

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЖИЗНИ

Благотворительность

Благотворительность – это важнейшая заповедь, как для евреев, так и для Бней Ноах. Жители Содома были наказаны за то, что не давали милостыни, как об этом сказано у Иехезкиеля 16, 49: “Руки бедного и нищего она не поддерживала”.

Важно сделать копилку для благотворительности и основывать фонды для помощи нуждающимся.

Ниже мы приводим восемь уровней благотворительности, как их описал Маймонид. Желательно изучать их, вдумываться в них и исполнять.

Самая высокая ступень – это когда человек поддерживает бедняка тем, что создает ему возможность заработка (дарит или дает ему взаймы сумму денег для трудоустройства, или вступает с ним в деловое партнерство, или находит для него работу), чтобы укрепить его и чтобы он более не нуждался бы в посторонней помощи, и чтобы ему не пришлось просить. И об этом сказано: “Поддержи его, пришелец ли он или поселенец, и будет он жить с тобою” (Левит 25, 35). Поддержи его, чтобы он не упал и не нуждался.

Второй уровень, ниже: дающий не знает, кому он дает, а бедняк не знает, от кого он получает, и это заповедь ради Неба. Подобно этому было отделение в Храме, в которое отдавали праведники деньги тайно, а бедняки тоже брали оттуда на пропитание тайно. И подобно этому человек может тайно давать в фонд помощи бедным, но только если знает, что тот, кто заведует этим фондом, он человек надежный и мудрый и правильно распоряжается им, как Ханания Бен Тардион.

Третий уровень, еще ниже: дающий знает, кому он дает, но бедняк не знает, от кого он получает. Так, например, мудрецы втайне приходили и оставляли деньги у входа бедняков. И так и следует поступать, это добродетельное поведение в тех случаях, когда нельзя положиться на заведующего благотворительными фондами.

Четвертый уровень: дающий не знает, кому он дает, но бедняк знает, от кого он получает. И так поступали мудрецы. Они складывали деньги в узелок и несли его на спине – с тем, чтобы бедняки могли взять их и не стеснялись.

Пятый уровень: давать напрямую бедняку еще до того, что он попросил.

Шестой уровень: давать после того, как он попросил.

Седьмой уровень: давать недостаточно, но приветливо, чтобы у бедняка не возникало чувство стыда.

Восьмой, самый низкий уровень: давать удрученно, так что бедняк чувствует унижение, получая эти деньги.

Но, разумеется, несравненно лучше давать, как угодно, чем вообще не давать на благотворительность.

Практика проявления милости

Важнейшая заповедь проявлять милость к нуждающимся в ней: навещать больных, утешать скорбящих, оказывать помощь в организации похорон и захоронения мертвых, помогать не имеющим средств жениху и невесте с обзаведением домашним хозяйством, принимать путников и нуждающихся.

Такая помощь ближнему не ограничена никакими размерами. Но для благотворительности, которая связана с затратами (финансовая помощь нуждающимся) определена норма (и не следует тратить на это более 20% своего состояния).

Гостеприимство

Заповедь принимать нуждающихся и гостей включена в заповеди помощи ближнему и относится к заповеди “Возлюби ближнего, как самого себя”. То, что тебе хотелось бы, чтобы другие сделали тебе, сделай для своего ближнего. И награда за прием и проводы гостя  очень велика. Это закон, который установил Авраам, который проявлял милость к гостям: кормил и поил путников и провожал их.

Наши мудрецы говорили: “Гостеприимство более важно, чем посещение Храма”, и “Гостеприимство более важно, чем ощущение Божественного Присутствия”.

Это одна из вещей, плоды которых человек вкушает в этом мире, но главную награду за них получит в Мире Грядущем. Поэтому человек должен всегда стараться принимать нуждающихся и гостей, так как нет заповеди выше нее. И она самая лучшая из всех заповедей благотворительности, и награда за нее очень велика.

Наши мудрецы говорили: “Во времена, когда существовал Храм, жертвенник искупал грехи человека. А сейчас, когда Храм не существует, стол человека – искупление для него. И имеется в виду – гостеприимство, когда человек угощает нуждающихся и гостей”.

Пусть твой дом будет открыт – открыт для прохожих, и пусть твои ворота будут открыты для путников. Чтобы любой путник, которому что-то понадобилось, голоден он или хочет пить, мог войти в дом, подобно дому Авраама, который был открыт на четыре стороны света, чтобы гостям не приходилось обходить его в поисках входа.

Гостей угощают вкусной едой.

Если человек привык есть особые яства и пить вино, не должен он говорить: “Я не буду принимать гостей, так как у меня нет возможности накормить их такими яствами, которые я сам ем”.

Посещение больных

Посещение больных заповедано всем, и даже важные люди должны навещать простых людей. И каждый навещающий больного как будто забирает часть его болезни, и облегчает его положение. Поэтому тот, кто не посещает больных, подобен проливающему кровь.

Однако не навещают тех больных, для которых посещения тягостны.

Оценка земледельцем своего урожая

Когда земледелец идет измерять свой урожай, он говорит:

Да будет угодно Тебе, Господь Бог наш, послать успех делу рук наших.

Когда начинает измерять:

Благословен, посылающий благословение этому полю.

Забота о здоровье и другие хорошие обычаи

Важно устранять всякие преткновения, в которых есть опасность для жизни, остерегаться их и быть в этом очень осторожным – в соответствии со сказанным в Торе: “Только берегись и весьма оберегай душу твою”. Например, остерегаться держать ветхую лестницу в доме или во дворе, или остерегаться содержать злых собак.

И также в отношении имущества: так же, как человек должен заботиться о своем теле, чтобы его не потерять, и его не испортить и ему не навредить, – нужно быть осторожным с имуществом, чтобы его не потерять, и не испортить и не навредить.

И также в отношении животных: запрещено приносить страдания животным, кроме тех случаев, когда это делается для важных нужд человека, для его спасения или излечения.

Говорили наши мудрецы: Есть короткий отрывок Писания, который вмещает всю Тору, и это: “На всех путях познавай Его” (Притчи 3,6). И объяснение этому: даже в тех случаях, когда ты действуешь для собственных потребностей, для самого себя – познавай Господа, и делай все во имя Небес. Так, например, когда ты ешь, пьешь, идешь, сидишь, ложишься и встаешь, любишь, беседуешь. Все свои потребности надо направлять на служение Творцу или направлять их к тому, что помогает привести к служению Творцу.

Back to top button
Translate »