Сотворение Человека
В соответствии с традицией в Рош hа-Шана мы отмечаем сотворение первого человека – Адама. И это основное мнение в Талмуде. Адам появился на свет в первый день Рош hа-Шана.
Очень интересно то, что Тора рассказывает об Адаме: “И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему”. Это очень глубокий стих – и я хотел бы обсудить с вами употребление в нем множественно числа “создадим человека “. Ведь Бог – Он один, зачем же Тора пользуется тут множественным числом? Можно, конечно сказать, что это выражение принято у царей, которые говорят о себе во множественном числе – но есть и другие подходы.
В мидраше есть интересное замечание, что Бог, как бы советовался с ангелами, когда он решил сотворить человека. В отношении других творений Всевышний не советовался ни с кем. Сотворил как хотел, почему же, когда пришло время сотворить человека, Он спрашивает ангелов?
И кто они, эти ангелы, что Бог советуется с ними? Мидраш говорит нам, что Бог советовался с четырьмя ангелами, и что же это были за ангелы? – Милосердие, истина справедливость и мир.
Мы понимаем, что на самом деле, ангелы – это моральные ценности. И почему же нужно спрашивать у них? Видимо потому, что человек должен реализовать в жизни эти моральные ценности. Совещание именно с этими ангелами, означает, что на человека возложена задача поступать в соответствии милосердием, истинной справедливостью и миром.
Однако, когда необходимо делать так много вещей одновременно, это становится трудно. Если бы человек был создан лишь для того, чтобы реализовать милосердие в мире, это было бы просто. Он бы тогда в точности знал, что он должен делать. Но что поделать, когда он должен реализовать и милосердие и истину, ведь милосердие и истина часто противоречат друг другу. Когда кто-то просит меня сделать ему милость, то это означает поступиться истиной. А если требуется стремиться к истине, то приходится поступиться милосердием. И то же самое со справедливостью и миром. Можно бороться за справедливость, но за это нужно воевать – и тогда не будет мира. Так что же делать?
Иногда для того, чтобы добиться в мире справедливости приходится пожертвовать миром, а для того, чтобы установить мир – поступиться справедливостью. Мидраш, с присущим ему чувством юмора рассказывает, как ангелы начали спорить друг с другом. Милосердие просило сотворить человека, так как он будет совершать милосердные дела, истина же требовала, не сотворять его, так как он будет обманывать. Справедливость говорила: сотворить, так как он будет творить справедливость, а мир сказал: не сотворять, потому что он будет воевать.
И пока ценности спорили между собой, Всевышний в сторонке сотворил человека, не рассказывая им. И когда же ценности наконец пришли к решению, Он сообщил им, что человек уже сотворен. Мидраш таким образом разъясняет, как мы должны читать слово “создадим” (на иврите наасе), а именно, следует прочесть “был создан” (нааса), т.е. “был создан Адам, по образу Нашему, по подобию Нашему”.
Мидраш рассказывает, что ангелам это совсем не понравилось. Они начали снова спорить. При этом истина, больше чем другие ценности чувствовала, что при создании человека был попран ее идеал. Что было сделано нечто далекое от истины. Она начала кричать. И тогда Всевышний взял истину и бросил ее на землю. И так сказано в книге Даниэля (8:12): “и правда сброшена будет наземь”.
И тогда ангелы сказали: Владыка Мира, если Ты так поступаешь, что будет с твоей печатью? А именно, с критерием моральных ценностей – если нет истины, то нет критериев у моральных ценностей. Сказал Всевышний, истина поднимется из земли, как сказано в Псалмах (85:12): “правда из земли произрастает”. Какой смысл в этом?
Это означает, что есть нечто, что Всевышний знает, а вот ангелы не знают. Всевышний знает тайну времени. У человека есть способность действовать в процессе истории. Если необходимо одновременно реализовать все ценности – и милосердие, и истину, и справедливость и мир, то это невозможно, и тогда нет основания для сотворения человека. Но, если дать человеку время, в процессе истории будут периоды, в которые в большой степени проявится милосердие, периоды в которых главным проявлением будет истина, или мир, или справедливость. И постепенно возникнет возможность синтеза между разными ценностями, и именно это означает выражение: “правда из земли произрастает”.
Даже быстрое произрастание требует времени. И это тайна человека – его особая ступень, которую ангелы не понимают. Это способность с течением времени, в процессе истории развивать субъективные принципы, и таким образом привести истину к победе, и провозгласить, что Господь – лишь Он Бог.
И эта функция возложена на народ Израиля, привести к победе истины, соединив все ценности вместе.