Если уж пропадать мне
Свиток Эстер можно воспринимать в различных ракурсах, и один из них – перенос царства Израиля и Божественного присутствия от Израиля к народам мира, посредством образа Эстер.
Чтение этого свитка поднимает трудность: два хороших еврея, Мордехай и Эстер, предпринимают усилия ради торжества добра, а в конце истории сказано: “Потому что Мордехай Иудей был вторым после царя Ахашвероша, и великим среди иудеев…”. А где же Эстер? Свиток устраняет ее. Этот факт особенно мешает в свете подчеркивания величия Мордехая. Эстер же остается у Ахашвероша.
История свитка, это одновременно история личной трагедии Эстер. Она, чьим именем назван свиток, пропадает, ее нет. Сказал ей Мордехай: “Если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего пропадете”. И что же происходит на деле? Эстер таки приходит к царю, просит, и приходит к иудеями спасение и избавление, и не из другого места, а с ее помощью, – но она при всем этом, пропала… Так как она же сама сказала: “и если уж пропадать мне, то пропаду”.
Сказано в Писании: “И оделась Эстер по-царски и стала во внутреннем дворе царского дома”. Мудрецы говорят: “Оделась в царство дома ее отца”. Дом ее отца – дом царя Саула, что явствует из описания ее происхождения в начале свитка. И смысл тут в том, что она берет царство Израиля и отдает его Ахашверошу! И это цена спасения от Амана.
Этот вопрос разъясняется в трактате Мегила: “Раби Аба сын Эфрона начал комментарий ко всей истории с этого момента” – когда он хотел объяснить значение свитка Эстер, он объяснял его как реализацию стиха из книги Иеремии (49:38): “И поставлю престол Мой в Эйламе, и истреблю там царя и сановников, – сказал Господь”. Идея, заключенная в этом стихе, породила историю, рассказанную в свитке Эстер. Эйлам – это Персия, и его столица – Шушан, (как написано в книге Даниэля, 8:2:”…видел я себя в Шушане, столице страны Эйлам”). “Истребленный царь” – это Вашти, “истребленные сановники” – это Аман и десять его сыновей. Маhараль из Праги отмечает по этому поводу: “Объяснение причины событий описанных в свитке Эстер, когда был изгнан Израиль, и был Израиль под властью Мидийского царства – Всевышний и там был с ними, до того времени, о котором написано, что Престол Его Царства в Эйламе. Подобно тому, как прежде Престол Его Царства был в Иерусалиме, теперь сказано, что Престол Его Царства в Эйламе, так как там Израиль”.
Таким образом, Божественное Присутствие теперь в Шушане, у Ахашвероша. Божественное Присутствие по сути, пропадает, оно в заключении у народов мира – и это ужасно!
Это соображение объясняет, почему радость Пурима достигается преувеличенным питием вина. Опьянение приходит, чтобы скрыть большую тайну: что избавление от несчастий во время изгнания, происходит путем скрытого действия Божественного Присутствия, через глубины тьмы, и сообщает нам, что Царство Всевышнего во всем.