Казни Египетские
Утверждение Фараона: “Кто такой Господь, чтоб я послушал голоса Его”, если бы оно не являлось богохульством, было бы вполне логичным. Ведь он находится на ответственном посту, возглавляет самую передовую цивилизацию древности, он устанавливает ведущие направления развития во всей истории. А требование Моше состояло в том, чтобы фараон согласился отказаться от экономической базы, на которой держалась Египетская Империя, от рабов, что привело бы к экономическому и государственному краху. И более того, чтобы эти рабы стали ведущей силой прогресса человечества. И все это только потому, что Моше говорит от имени неизвестной Божественности. И было логично, что фараон проигнорировал такое требование.
Реакция фараона: Я соглашусь с вашими требованиями, если вы докажете мне их истинность. Для этого требовалось откровения Господа фараону. И действительно, именно это и происходит в процессе десяти казней, провозглашенной целью которых было “И узнают Египтяне, что Я Господь”. Откровение было предназначено для Египта, а не для Израиля.
Казни продемонстрировали Фараону уникальность Израиля по отношению к Египту, оправдание его претензий отделенности от общей истории человечества. Кровь поражает крупнейшую природною силу Египта, Нил, – и не вредит Израилю, подчеркивая способность Израиля преодолеть препятствия природы, в качестве последователей Авраама, который был “еврей”, “иври” – “перешедший на другую сторону реки”. Казнь лягушек подчеркивает принцип самопожертвования, они были готовы влезать в печь, чтобы выполнить волю Бога, и она связана с наследием самопожертвования, которое еврейский народ получил от Ицхака. Казнь вшей, показывает нам силу Бога, поскольку демоны не могут управлять меньшими по размеру, чем ячменное зерно (Раши), и она происходит от силы Яакова, которого называют Эль, Бог (см. Мегила 8). Уникальность Израиля унаследована им от его предков.
Но может быть, продолжает сомневаться Фараон, Израиль решил смешаться с народом Египта, когда они спустились туда во временя Иосефа? На это следует ответ, что существование Израиля в Египте продолжалось в рамках культурного отделения от Египта, так как они действительно жили в стране Гошен, чтобы не смешиваться с египтянами. И показателем этого является казнь “дикие звери”, в которой была выделена страна Гошен “на которой пребывает народ Мой, чтобы не было там зверей”, а именно, чтобы не было смешения.
Но поскольку Фараон, продолжает сомневаться – может быть, евреи проявили себя в ходе истории ничем не лучше чем другие, ведь все мы люди – ему были продемонстрированы и эти отличия. Казни мора, воспаления и саранчи поразили Египет, а не Израиль. Наказание за моральное падение человечества, за убийства в поколении потопа – соответствует мору, наказание за идолопоклонство в время Вавилонской Башни – символически воспроизводится бросанием пепла в небо в казни воспаления, и наказание за разврат Сдома, который был наказан огнем и водой – символически воспроизводится в казни града, соединения воды и огня. Таким образом Фараону демонстрируются моральные различия между Израилем и Египтом.
И все это является основой для переубеждения Фараона – демонстрацией ему того, что никаких препятствий выходу евреев быть не должно.