Перед приходом Дня Господа
Суббота перед праздником Песах называется “Шабат hа-Гадоль”, “Большая Суббота”, и по одному из мнений эта суббота называется так из-за своей hафтары из пророка Малахи, в которой говорится: “Вот Я посылаю к вам пророка Элияhу перед наступлением дня Господа, великого (hа-Гадоль) и страшного”.
Пророк Элияhу приносил жертвы вне Храма, нарушив запрет принесения жертв на высотах, – для того чтобы привести народ к раскаянию. И в галахе постановлено, что пророку разрешено одноразово отменить заповедь из Торы, так как есть принцип: “Во времена, когда есть необходимость служить Всевышнему через нарушение Торы – пророк может сделать это”.
Саму идею того, что иногда можно снизойти к потребностям народа даже когда он нарушает Тору, Элияhу взял у первосвященника Аарона, который вместе с народом участвовал в грехе Золотого Тельца, т.е. оставался с народом во время его ошибок. Однако Моисей, когда спустился с Горы Синай, немедленно судил поклонявшихся тельцу – т.е. отнесся к греху народа строго, а не снисходительно.
Такая разница в подходе Моисея и Аарона, возможно, имеет причину в том что Моисей исходно полагает, что человек в основе своей хорош, и поэтому не должно быть в нем никакого греха – и если такое случается, это требует резкого осуждения. Но Аарон признавал слабость человека, и поэтому строил свой подход на возможности искупления совершенных ошибок. Моисей действует из осознания изначальной недопустимости греха, а Аарон – из ситуации постфактум, когда необходимо преодолеть последствия грехов. Если мы соединим два подхода, то получиться, что человек в основе своей хорош, и грех является для него случайностью (а не присущ ему имманентно) – но все же это весьма распространенная случайность.
Подобное соединение подходов мы находим в заповеди принесения пасхальной жертвы Египте, которая описана в недельном разделе “Бо”. Это принесение Пасхальной жертвы происходит не в Храме (и даже не в Земле Израиля), кровью окропляют косяки домов (а не жертвенник), и едят жертву тоже в домах – и это сильно отличается от всех законов жертвоприношений данных в Торе. Дома евреев превращаются в жертвенники, поскольку их окропляют кровью жертвы, и съедение мяса жертвы происходит тоже на этом “жертвеннике” – но все это происходит лишь в “Египетском Песахе”, один раз как исключение из правила, и не таковы законы Песаха в следующих поколениях.
С другой стороны, именно так и повелел Бог в свое время сделать сыновьям Израиля, и не случайно, что это повеление начинается со слов: “И сказал Господь Моше и Аарону в земле Египетской, говоря” (Исход 12:1). Это особенная точка, в которой соединяются Тора Моше и Тора Аарона.
В нашей hафтаре Малахи, последний из пророков Танаха, предваряя уход в Изгнание, намечает народу путь на те времена, когда уже не будет пророчества: “Помните Тору Моше, раба Моего, которую Я заповедал ему в Хореве для всего Израиля, уставы и законы”. Тора Аарона не реализуется в те времена, когда нет пророчества. А Тора Моше может породить малодушие в сердцах Израиля, страх, – “что же делать, если мы все-таки согрешим? Как мы сможем устоять на суде? Ведь не будет у них пророков, которые смогут дать указания для особых случаев, и побудить к раскаянию!”
Поэтому пророк, говорит далее, и этим завершает свои слова: “Вот Я посылаю к вам пророка Элияhу перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением”.
Перед наступлением дня Суда, Всевышний вернет народу дух пророчества, и в частности тот дух, который был у пророка Элияhу, который знал тайну исправления. И с его помощью Израиль исправит свои дела, и отцы и дети, и тогда придут они к дню Суда невиновными и с чистым сердцем.