АНГЕЛЫ (Мал’ахим)*

Посланцы Господа, исполнители Его воли на небе и на земле; бестелесные существа; обитель их — небо. Они спускаются иногда на землю, чтобы раскрыть людям, что произойдет в будущем, или чтобы выполнить поручение Всевышнего. А. принимают иногда человеческий облик. Они способны парить в воздухе и оставаться невидимыми. А. — существа высшей духовности.

Моисей увидел А. в пламени горящего куста; Бил’ам (Валаам) увидел А., стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке; Иегошуа — в облике воина, Гид’он — в облике человека, и только после его ухода открылось Гид’ону, что он видел А.

Пророк Даниэль первым дал А. имена и звания, например: “Михаэль, великий начальник Твоего народа” (Дан. XII, 1).

Согласно Талмуду, А. сотворены были прежде людей. “Когда решил Святой, благословен Он, сотворить человека, стали А. собираться группами. Некоторые из них сказали: “Пусть сотворит”, а другие говорили: “Не должен сотворить” (Хаг. XV).
Нажать на заголовок для чтения далее.

Еврейская традиция неоднократно подчеркивает, что А. не подобны Господу. “Обитель Господа — на седьмом небе, приближены к нему праведники, а вслед за ними — А. И даже Израиль ближе Господу, чем А. Его. […] А. прислуживают не только Господу, но и праведникам” (Сан. LIX). А. не испытывают злобы, в них нет злого начала.

Имена А. Кроме имен Гавриэль и Михаэль, приведенных в книге Даниэля, в Талмуде приведены имена многих других А.: Рафаэль, Уриэль, Разиэль и другие.

Согласно Агаде, Михаэль, Гавриэль и Рафаэль — три ангела, которые пришли к Аврааму. Гавриэль был послан также спасти из огненной печи Хананию, Мишаэла и Азарью. И на него же возлагает Господь обязанность карать грешников. Гавриэль уничтожает С дом (Содом) и поражает лагерь Санхерива. Согласно Каббале, Гавриэль является начальником “мощи” и “закона”, а Михаэль — начальником “величия” и “милости”.

По мнению Рамбама, А. бестелесны, а когда воплощаются — не обладают постоянной формой. Господь создает их, они повинуются Ему и выполняют Его приказы. Сказанное в книге Бытия (III, 24): “…и острие меча вращающегося” — Рамбам комментирует так: “Вращающийся, ибо вращаются и меняются в свойствах: иногда они — мужчины, иногда — женщины, то — духи, а то — ангелы” (Море Невухим).

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »