Тринадцать принципов веры по Рамбаму, которые произносятся, по обычаю ашкеназов, во время утренней молитвы. Каждый из принципов начинается словами “Верую непреложной верой…”.
Эти тринадцать принципов, изложенные в молитвеннике, представляют собой, вкратце, тринадцать принципов, сформулированных Рамбамом более пространно и обстоятельно.
Комментируя трактат Сангедрин, Рамбам пишет: “Я хотел бы остановиться здесь на многих принципах веры, великих и очень важных…
Основа первая: верить в бытие Творца, благословен Он, и в то, что Он — совершенство и венец бытия, в Нем — основа бытия нашего. И невозможно представить себе, что Его не существует, ибо без Него не было бы всего сущего […] Это — первая основа, указывающая на заповедь: “Я Господь, Бог твой”.
Основа вторая: Единство Господа, т. е. верить в то, что Он — единственная причина всего […], но не тело, подобное другим, разлагаемым на бесконечное число частей, не человек, от которого происходят ему подобные. Он — один Бог, Единство, подобного которому нет. Это — вторая основа, на которую указывает речение: “Слушай, Израиль, Бог — Господь наш, Бог един”.
Основа третья: отрицание телесности Его; верить, что этот Один — не тело и не телесная сила, и на Него не распространяются материальные атрибуты, такие, как движение, покой и место. […]. И если Священное Писание приписывает Ему материальные атрибуты, такие, как хождение, стояние, сидение, речь и др., это не более, чем аллегория. И сказали благословенной памяти мудрецы наши: человеческим языком говорит Тора. На третью основу указывает речение: “Ведь не видели вы никакого образа”.
Основа четвертая: приоритет; верить, что этот Один — предшествует всему, и ничего из сущего не может предшествовать Ему. На эту четвертую основу указывает речение: “Прибежище — Бог превечный”.
Основа пятая: только Он достоин служения и поклонения […] и не следует поклоняться никому и ничему из Его созданий […]. Эта пятая основа предостерегает от идолопоклонства.
Основа шестая: пророчество. Пусть знают люди, что если есть среди них люди благочестивые, отличающиеся совершенством души, мудростью и благородством […], то это — пророки […].
Основа седьмая: пророчество Моше Рабейну (Моисея), да почиет он в мире; верить в то, что Моисей выше всех пророков, живших до него, и тех, кто появился после него; в то, что он избран из всего рода человеческого и разум его постигал больше, чем мог или сможет постичь разум человека в прошлом и будущем. […] И в этом смысле сказано о нем, что он говорил со Всесвятым, благословенно имя Его, без посредства ангелов.
Основа восьмая: верить в то, что вся Тора дана была Моисею (Моше), да почиет он в мире, Богом, благословен Он, посредством того, что аллегорически называется “заповедь”. Неведомо нам, каким точно путем дошла Тора к Моше, но явно, что был он как бы писцом, которому диктуют, а он записывает события и заповеди, и посему назван был законодателем.
И нет разницы [различия в значимости] между словами “А сыны Хама — Куш и Мицраим”, и “Имя жены его Магатавель”, “а Тимна была наложницей” и “Я — Господь, Бог твой” и “Слушай, Израиль”, ибо все это исходит из уст Божьих и все это — Тора Господа, чистая, святая и истинная. И на основу эту указывает стих: “И сказал Моше: теперь признаете, что Господь послал меня совершить все эти деяния…”.
Основа девятая: верить, что Тора передана Творцом, благословенно имя Его, и нельзя убавлять или прибавлять ни к Торе Письменной, ни к Устной […]
Основа десятая: верить, что Он, благословенно Его имя, видит деяния людей и не спускает глаз с них […]
Основа одиннадцатая: верить, что Он, благословенно имя Его, вознаграждает тех, кто следует заповедям Торы, и наказует тех, кто преступает ее запреты […] “И сказал Господь: кто грешен предо Мной, сотру из книги Моей”.
Основа двенадцатая: верить в приход Мессии (Машиаха), ждать его терпеливо, не искать в источниках даты прихода его. И отсюда вера, что только из дома Давида и Соломона придет царь Израиля, и тот, кто не приемлет этого, бунтует против Господа и пророков Его.
Основа тринадцатая: вера в оживление (воскресенье) мертвых, — основа, которую мы уже объяснили. И тот, кто верит во все эти основы, составляющие веру в Бога, является частью Израиля… и даже, если согрешил он, и страсти его дурные одержали верх над ним, наказан будет за грехи свои, но есть у него удел в будущем мире, и он — среди грешников Израиля. Но если отрицает одну из основ этих, тем самым ставит он себя вне народа Израиля и преступает главное, и называется Апикорос (безбожник)”.
И завершает Рамбам: “Знай их (эти основы) и повторяй их многократно, ибо не просто так составил я их, а после долгих размышлений и исследований”.