ОСКВЕРНЕНИЕ ИМЕНИ БОЖЬЕГО (Хилул га-Шем)*

“Всякий, кто сознательно и без принуждения нарушает одно из повелений Торы, злонравно и злонамеренно, — тем самым совершает осквернение Имени… А каждый, кто избегает греха или выполняет повеление без корысти не из страха и не из честолюбия, а ради Творца, благословен Он, — освящает Имя Его” (Рамбам).

Весь дом Израилев обязан святить Его великое Имя, ибо сказано: “Я освящен буду в сынах Израилевых”. И остерегаются они от осквернения Его, ибо сказано: “И не оскверняйте Святого Имени Моего” (Лев. XXII, 32).

Если гой (иноверец) поставит еврея перед выбором: нарушить одно из повелений Торы или умереть, — пусть нарушит, но не даст себя убить. Ибо сказано: “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, выполняя их, человек будет жить ими” (Лев. XXVII, 5) — “будет жить”, а не погибнет. А если умер, чтобы не нарушить, — виновен и поплатится душа его.

Нажать на заголовок для чтения далее.

Все сказанное выше верно для всех повелений Божьих, кроме трех запретов: идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. По поводу трех этих грехов, если еврей будет поставлен перед выбором: совершить один из них или умереть — он умрет, но не преступит.

“Есть и другие акты О. И. Если прославленный знаток Торы или праведник делает вещи, вызывающие пересуды и нарекания, даже если они не являются нарушениями, он совершает О.И. Например: […] если он злоупотребляет едой и питьем среди простолюдинов или если он неприветлив к людям, вздорен и вспыльчив и т. д. Мудрец, по мере величия своего, должен быть требователен к себе и не удовлетворяться только требованиями Закона. Если же мудрец требователен к себе, вежлив и приветлив с людьми… праведен в большей мере, чем требует закон… и все славят и любят его… он освящает Имя, и сказано о нем: “Мне раб ты теперь, Израиль, тобою Я горжусь” (Рамбам, Основы Торы, галаха 11).

Мудрецы Талмуда видели в О.И. преступление большее, чем все прочие нарушения (ТИ, Нед. III, 14).

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »