РАЗНОГЛАСИЯ (Махлокет)

Имеются в виду расхождения во мнении по религиозным вопросам. Мудрецы часто расходились во взглядах на смысл и интерпретацию текстов Торы. О Р. между школами Гилеля и Шамая свидетельствует р. Йоси: “Вначале Р. в Израиле не были велики. В Лишкат га-газит заседал Суд семидесяти одного и два Суда двадцати трех: один — у входа на Храмовую гору, а второй — у входа в Азара; остальные суды двадцати трех заседали во всех городах Израиля. Все эти суды разрешали любые спорные вопросы. Однако, когда в школах Гилеля и Шамая возросло количество учеников, которые не были достаточно осведомлены в Учении, — умножились Р. в Израиле, и вместо одного Учения стало, якобы, два” (Санг. 88). Однако мудрецы не видели ничего опасного в Р. “во имя Неба”, хотя сурово относились к Р., вызывающим раскол. “Каков спор во имя Неба? — Это [например] спор Гилеля с Шамаем. А не во имя Неба? — Это [например] спор Кораха и скопища его” (Авот V) .

Чтобы уменьшить Р. в Израиле, мудрецы действовали по принципу Торы: “клониться к большинству”. О р. Меире сказано, что даже в тех случаях, когда он не был согласен с мудрецами, он был строг к себе и следовал мнению большинства.

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »