РЕЛИГИОЗНЫЙ ГИМН (Пиют)*

Молитвенная песнь, благодарение или славословие, мольба или “раскрытие души” душеизлияние в поэтической форме. Слова “пиют” и “пайтан” (автор пиютов) — производны от греч. “поэтес”, т. е. поэт. Уже в эпоху Мужей Великого Собрания постановили читать в синагогах отдельные главы Псалмов и Песнь моря из Торы. Во времена Талмуда недостаток молитв ощущался особенно остро, т. к. после разрушения Храма синагога осталась единственным местом богослужения, а жертвоприношение — важнейшая часть богослужения — исчезло. Многие мудрецы, которые были канторами (хазанами), сложили молитвы в этот период, среди них и те, имя которых неизвестно. Хазаны, которые составляли эти молитвы и произносили их нараспев перед народом, заимствовали их содержание, главным образом, из агадот и мидрашей. Предполагается, что толчком к сочинению молитв послужили религиозные гонения в Эрец Исраэль, и Р. Г. заняли место проповеди, произносимой в синагогах.

Нажать на заголовок для чтения далее.

В этих Р. Г. были отражены галахот, нравоучения, утешения и ободрения, которые преподносились народу иносказательно. Гаоны не противились этому виду творчества и даже согласились включить Р.Г. в общепризнанные молитвы, и так постепенно освятился этот обычай и возросло число Р.Г., объединенных с молитвами. Все же были среди гаонов и противники объединения Р.Г. с текстами молитвы, и мы не находим Р.Г. в сборнике молитв р. Саадьи Гаона. Однако и они допускали произнесение Р.Г, помимо молитв.

Первым пайтаном традиционно считается Йоси бен Йоси. Он жил, вероятно, в Эрец Исраэль. Его Р.Г., которые высоко ценились игаонами Вавилонии, вошли в молитвы Рош га-Шана и Йом Кипур. В VIII и IX веках распространялись гимны Яная и его ученика, р. Элиэзера га-Калира, признанного более поздними поколениями лучшим из пайтанов.

Вершины своей, как произведение искусства, Р.Г. достиг в Средние века в Испании и Германии. Среди авторов этих Р.Г.: р. Шломо Ибн Гвироль, р. Моше Ибн Эзра, р. Иегуда га-Леви.

В период расцвета каббалы, когда возродился духовный центр в Цфате, Р.Г. достиг высокого развития в Эрец Исраэль благодаря произведениям р. Моше Алкавеца (“Леха, доди”) и р. Исраэля Ибн Наджары. Община Йемена тоже внесла свой вклад в сокровищницу Р.Г. произведениями р. Шалома Шабази и многих поэтов, живших до и после него.

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »