Махпела — название пещеры, которую купил Авраам у Эфрона-хеттиянина для погребения Сарры. В книге Бытие пещера называется в одном месте “Меарат га-махпела” (Двойная Пещера), а в другом — “Пещера на двойном поле”. Согласно агаде, пещера называется двойной потому, что она находится внутри другой пещеры, или потому, что в ней погребены супружеские пары: Авраам и Сарра, Ицхак и Ривка, Яаков и Леа. Согласно древней агаде, в ней погребены также Адам и Хава. Хеврон, где расположена пещера, назван в книге Бытие Кирьят-Арба (Город Четырех), и агада объясняет это тем, что в пещере га-Махпела погребены четыре пары.
Письменная Тора
-
MEАРАТ ГА-МАХПЕЛА (Двойная пещера)*
-
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ (Мигдал Бавел)*
Огромная башня, подымавшаяся вершиной к небу, которую сооружали потомки Ноя. После потопа они осели в долине Шин’ар, в Вавилоне и сказали друг другу: “Построим себе город и башню до небес и прославимся, чтобы не рассеялись мы по всей земле” (Быт. XI, 4). Это было дерзновенное намерение противостоять небесам, бросая как бы вызов Всевышнему, поэтому Он перемешал их языки настолько, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всему миру, и постройка города прекратилась.
-
ВОЗВЫШЕНИЕ (Бама)
Возвышение естественное или сооруженное человеком для жертвоприношений. В Библии — синоним жертвенника, предназначенного для жертвоприношений вне Храма или скинии.
Нам неизвестно, где принес жертву первый человек, Адам. О жертвоприношении Ноаха сказано: “Построил алтарь Господу”. Праотцы (Авраам, Ицхак, Яаков) возводили алтари для жертвоприношений. Эти жертвенники назывались “частными В.”. Всякий, даже не будучи священником, был вправе возвести жертвенник и принести на нем жертвы. До постройки скинии израильтяне приносили в пустыне жертвы на В. После постройки скинии в пустыне В. были запрещены. Запрет этот был в силе до прихода в Эрец Исраэль, когда вновь были разрешены В. — до возведения скинии в Шило. После разрушения Шило израильтяне пришли в Нов и Гив’он, и запрет на алтари и В. снова был снят. После завоевания Иерусалима и построения Храма алтари и В. были запрещены навеки (Зв. XIV, 4-8). Святость Иерусалима вечна, как сказано в Псалмах (СХХХН, 14): “…это обитель Моя навеки”.
Все же, несмотря на запрет, жертвы приносились и на В. в течение всего периода Первого Храма.
-
ГОГ И МАГОГ
Пророк Иехезкель описывает в видении конца дней войну Господа с Гогом из страны Магог (Hex. XXXVIII-XXXIX). Когда вернется Израиль из рассеяния в свою землю, восстанет на него Гог с севера, с целью разграбить и разорить его. Тогда сам Господь придет на помощь Израилю: “И выйдут жители городов Израиля, и разведут огонь, и сожгут [вражеское] оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы, и копья. Семь лет будут жечь их […] Семь месяцев будет хоронить их [трупы воинов Гога] дом Израиля, чтобы очистить землю” (Иех. ХХХК,9,12). Тогда возвысится и восславится имя Господа, и убедятся все народы, что за грехи свои рассеян был Израиль, то есть отвратил Господь от них лик Свой и отдал их в руки их гонителей. А теперь не отвратит уже больше от них лицо Свое.
Со временем война Г. и М. стала неотъемлемой частью событий, связанных с ожидаемым наступлением избавления и возрождением Израиля.
-
ГРЯДУЩИЕ ДНИ (Ахарит га-ямим)
Понятие “грядущие дни” включает в себя все, что произойдет с народом Израиля и со всем миром во времена, предшествующие пришествию Машиаха — Мессии (“муки Мессии”), в “дни мессианские” и “в грядущем”, то есть в мире после дней мессианских.
В пророческом видении “Г.Д.” выражено возвышенное стремление к совершенствованию мира и к царству справедливости. С давних времен еврейскому народу было свойственно это стремление и надежда на счастливое будущее общества, нации в целом, после длинной цепи страданий и бедствий, берущей начало в Египте и ведущей к тому, что скрыто от глаз человека.
Пророчество о Г.Д. во все времена утешало преследуемую нацию, поддерживало ее в тяжком и горьком изгнании, среди разрушения, убийств, преследований, пыток и оскорблений. В этом пророчестве заложены нравственные, национальные и общечеловеческие основы, оно проникнуто надеждой и верой, без которых еврейство не могло бы выстоять в страшных условиях изгнания и рассеяния.
Единство мнений достигнуто относительно таких основ, как воздаяние и кара, бессмертие души, Мессия и избавление, Но в отношении понятия Г.Д. не существует единого мнения.
Выражение Г.Д. встречается уже в самом начале 49-й главы книги Бытия, в словах Яакова: “…соберитесь, и я сообщу вам, что случится с вами в грядущие дни”. Идея Г.Д. нашла выражение в речах пророков, которые говорили о том, что произойдет с нацией и с человечеством в далеком будущем, и о “Дне Господа”, который наступит перед этим.
Пророк Амос, а за ним и другие пророки, видели в Дне Господа не только отмщение врагам Израиля, но также тяжелые испытания и для самого Израиля. В тот день произойдут перемены во всем существующем с сотворения мира: “И будет в тот день, говорит Господь Бог: сокрою солнце в полдень и омрачу землю среди светлого дня” (Ам. VIII, 9).
Но несмотря на великие бедствия, дом Яакова не погибнет. После этой трагедии “дом Израиля” возвратится к себе, выйдет из среды народов, и не останется среди них ни одного израильтянина. “Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю” (Ам. IX, 9). Вместе с собиранием изгнанников поднимется “пошатнувшийся шатер Давида” и будет возведен, как в прежние дни. Бог возвратит из плена народ Свой, Израиль, и поселит его на земле его, и земля больше не исторгнет их. Такими Амос видел в пророчестве своем Г.Д.
Иешаягу (Исайя) расширяет идею: он пророчествует о всеобщем мире не только между народами, но также между всем живым в мире : “И выйдет ветвь из ствола Ишая, и поросль произрастет от корня его. И почиет на нем дух Господень, дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и страха Господня… Он будет судить бедных по правде… И будет препоясанием чресл его правда, и препоясанием бедр его — вера. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и леопард лежать с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицей, и детеныши их будут лежать рядом, а лев, как вол, будет есть солому… Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля наполнится ведением Господа, как водами наполняется море. И будет в тот день: к корню Ишая, который станет знаменем для народов, к нему обратятся народы, и мир будет славою его” (Ис. XI, 1-10).
Пророк Иехезкель видит знак возрождения народа Израиля и его счастья в Г.Д.: “А раб Мой Давид будет царем над ними и пастырь один будет для всех их, по законам Моим ходить будут, и уставы Мои соблюдать, и исполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Яакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их вовеки; […] И будет у них жилище Мое, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святыня Моя будет среди них вовеки” (Иех. XXXVII, 24-28).
Пророк утешения Иешаягу (XL) считает, что народ Израиля призван исполнить миссию более значительную, чем та, которую видели другие пророки. Израиль — раб Господа, и поэтому он страдает больше других народов. Он несет на себе не только свой грех, но также и грех всех народов мира. Поэтому в Г.Д. он будет “светом для народов”, он принесет всем народам спасение Господне. После страданий и оскорблений Израиль “возвысится, и вознесется, и весьма возвеличится”, и, обретя счастье, он принесет счастье всему человечеству: “новые небеса и новую землю” сотворит Господь. Наступит долголетие, мир воцарится на земле, народы примут иго Царства Небесного, а Храм будет “домом молитвы для всех народов”.
В книге Даниэля мы находим четкие представления о воздаянии и каре после смерти и воскресении мертвых: “И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление” (Дан. XII, 2).
Таким предстает пред нами видение Г.Д. в книгах пророков.
В Талмуде и в мидрашах периода танаим Г.Д. подобны описанным в Библии, это длинная цепь сменяющих друг друга событий: муки перед появлением Машиаха (Мессии), пришествие Элиягу, шофар Мессии, собирание изгнанников, пришествие Мессии, война Гога и Магога, мессианские дни. День страшного Суда, новый мир, воскресение мертвых, мир грядущий…
Муки перед пришествием Мессии
“Дерзость умножится и дороговизна возрастет, лоза принесет плоды, а вино дорого, и нет порицания. Повсюду распущенность и опустошение… Мудрость книжников протухнет, боящиеся греха отвратятся, и истина исчезнет… Подростки будут оскорблять стариков, старые будут стоять перед малыми, сын будет позорить отца, дочь пойдет против матери, невестка против свекрови; враги человека — домашние его, обличье поколения, как морда пса, сын не стесняется отца. На кого же нам опереться? На Отца нашего Небесного” (Сота IX, 15).
Приход Элиягу (Ильи-пророка)
Когда Святой, благословен Он, избавляет Израиль, за три дня до пришествия Мессии приходит Элиягу, стоит на горах Израиля и вопрошает: Горы Страны Израиля, доколе быть вам засохшими и пустынными? И голос его слышен от конца мира до конца мира. А затем говорит им: Мир сошел на землю! На следующий день приходит, стоит на горах Израиля и говорит: Добро пришло на землю. В третий день говорит: Спасение пришло на землю. В тот час Святой, благословен Он, явит славу и царство Свое всем людям и избавит Израиль, который будет вызволен первым.
Трубный глас
Он будет предшествовать собиранию изгнанников. Трижды в день еврей повторяет в молитве: “Труби великим рогом о нашей свободе, подними знамя для собирания наших изгнанников, собери нас вместе с четырех концов земли. Благословен Ты, Господи, собирающий рассеянных [по всему миру сынов] народа Твоего, Израиля”.
Собирание рассеяния
Вера в это неотделима от веры в Мессию. “Сказал р. Йоханан: Велик день собирания рассеяния (“кибуц галуйот”), как день, когда сотворены были небо и земля” (Псах. 88). По поводу возвращения десяти колен существуют различные мнения: “Десять колен не возвратятся, как сказано: “И бросил их в другую землю, по сей день”. “Подобно сему дню, который проходит и не возвращается, так и они ушли и не вернутся”, — говорит р. Акива. Р. Элиэзер говорит иначе: “Как ‘сей день’ смеркается и светает, так и десять колен — минуют сумерки, и для них наступит рассвет” (СангТ Х,3).
Пришествие Мессии
Наши мудрецы учили: “Когда придет царь Мессия… он скажет Израилю: Наступила пора Избавления вашего! А если вы не верите, взгляните на свет, взошедший над вами — “восстань, озарись, ибо пришел твой свет, и слава Господня взошла над тобою”. Взошла только над вами, но не над народами мира, “ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы, а над тобою воссияет Господь”. […] И скажет Израиль Мессии: “Блажен час, когда ты родился…, блаженно поколение, узревшее его […] благо вам, Израиль, что такое уготовано вам”.
Война Гога и Магога
Войны начнутся до наступления дней мессианских. Поражение будет нанесено врагам не одним ударом. Их падение будет постепенным:
Мессианские дни
Большинство мудрецов Талмуда полагает, враги будут уничтожены в течение двенадцати месяцев.
что в мессианские дни исчезнет оружие. О счастье мессианских дней говорится во многих мидрашах.
День Суда
Святой, благословен Он, призывает каждый народ и говорит: “Кому служили вы в прошлом и кому поклонялись?” А они отвечают: “Идолам серебряным и идолам золотым”. И говорит им Святой, благословен Он: “Пройдите через огонь вы и ваши боги; если они могут спасти вас, пусть спасут”. Они пытаются пройти и сгорают. А затем приходят сыны Израилевы, и Святой, благословен Он, говорит им: “Вы кому служили?” Они говорят: “Ты, Господи — Отец наш, Избавитель наш, вечно Имя Твое”. Тотчас Святой, благословен Он, спасает их от наказания в преисподней. И они сидят в Саду Эденском и наслаждаются плодами его.
Обновление мира
А затем Святой, благословен Он, обновляет для них небо и землю. Земля, обновленная Всесвятым, произрастит деревья и различные плоды. Тогда Он определит место праведников и благочестивых, и каждого поколения, и каждого создания, и каждой души, и все будут жить вечно.
Рамбам так говорит о мессианских днях: “Царь Мессия возвратит былое величие царству Давида, а кто не ждет его пришествия — тот не верит не только пророкам, но и Торе, и нашему учителю Моисею. И пусть не возникнет у тебя мысль, что царь Мессия должен вершить знамения и чудеса, что он меняет мировой порядок, оживляет мертвых и т. п. Это не так. Р. Акива был одним из великих мудрецов Мишны, и он был среди поддержавших царя бен-Козива [Бар Кохбу]. И он [рабби Акива] говорил о нем, что тот царь Мессия. Он [рабби Акива] и все мудрецы его поколения думали, что он [Бар Кохба] царь Мессия, пока тот не погиб, — когда погиб, поняли, что он [Бар Кохба] не есть Мессия, — но не просили у него мудрецы ни знаков, ни чудес.
А когда встанет царь из дома Давидова, изучающий Тору и исполняющий заповеди, как Давид, праотец его, Учение Торы Письменной и Учение Торы Устной, и склонит весь Израиль к тому, чтобы жили они согласно Его Учению, и будет вести войны Господа, — это свидетельство того, что он Мессия. А если деяния его успешны, и он возвел Храм на месте его, и собрал рассеянных по миру сынов Израилевых, — это, несомненно, Мессия. Он исправит весь мир, чтобы служить Господу всем вместе, как сказано: “Тогда дам народам уста чистые, чтобы все возглашали имя Господа и служили Ему единодушно”.
И не думай, что в дни мессианские будет изменено что-либо из установленного в мире, или будет внесено новое в сотворенное вначале. Все будет, как заведено издревле. А то, что сказано у Иешаягу: “Тогда волк будет жить вместе с ягненком…” — это притча, и означает, что сыны Израилевы будут жить в безопасности с нечестивыми идолопоклонниками, которые уподобляются волку и тигру. А также все подобные высказывания о Мессии — притчи. В дни царя Мессии всякий будет знать, к чему относится притча и что подразумевается в ней. Мудрецы и пророки стремились к дням мессианским не для того, чтобы властвовать над всем миром, и не для того, чтобы обрушиться на идолопоклонников […] и не для того, чтобы есть и пить и радоваться, а для того, чтобы освободиться для занятий Торой и мудростью ее: никто и ничто не будет препятствовать им и мешать удостоиться жизни в мире грядущем. Тогда не будет там ни голода, ни войны, ни зависти, ни состязания. Ибо будет добро в изобилии, и лакомые блюда повсюду, как песок, и весь мир будет занят одним — познанием Господа. Поэтому сыны Израиля будут великими мудрецами, ведающими сокрытое от других, и достигнут они познания Творца, насколько это в силах человеческих, как сказано: “Ибо наполнится земля познанием Господа, как водами наполняется море” (Гилхот-мелахим).
-
ДЕСЯТЬ КОЛЕН (Асерет га-шватим)
В царствование Рехав’ама, сына и наследника Соломона, взбунтовались Д.К. Израиля, создали отдельное государство и поставили над собою царем Иаров’ама бен Невата. Верными дому Давида остались только два колена: Иегуда и Биньямин. В 720 г. до н. э., за сто тридцать пять лет до изгнания жителей Иудеи (585 г. до н. э.), пало царство Д.К. (Израильское царство), и цари Ассирии изгнали их в разные области Двуречья и Мидии. Когда позднее присоединились к изгнанникам Д.К. изгнанники из Иудеи, большая часть первых слилась с ними и растворилась в них. Но медленная ассимиляция Д.К. создала легенду о Д.К., которые якобы благоденствуют в стране, окруженной со всех сторон горами, живут свободно под властью своих царей и дожидаются прихода Мессии. В Иерусалимском Талмуде (Сангёдрин) сказано: “В три изгнания увели их [Д.К.]: одно по ту сторону реки Самбатьон, второе — в Дафни, что в Антиохии (в Северной Сирии), а третье было скрыто тяжелым облаком. А когда они вернутся, то вернутся из всех трех изгнаний”. Иначе думал р. Акива, который сказал (там же) : “У Д.К. нет удела в будущем мире, и они не вернутся […] Так же, как день уходит без возврата, так и они ушли без возврата”.
Со временем такие понятия, как Д. К., “Бней Моше”, “Самбатьон”, “За горами тьмы”, приобрели особый смысл. Вокруг них слагались легенды. Из этих легенд черпали гонимые евреи надежду, силы и утешение.
-
ДРЕВО ЖИЗНИ И ДРЕВО ПОЗНАНИЯ (Эц га-хаим веэц га-даат)*
Два дерева, которые насадил Бог в саду Эденском*. Одно — древо жизни, и тот, кто съест его плод, будет жить вечно; другое — древо познания, и тот, кто съест его плод, познает добро и зло.
-
ЖЕРТВЕННИК (Мизбеах)*
В древности, до построения скинии (см. Кивот), евреи строили возвышения —”бамот”— и приносили на них жертвы. С постройкой скинии в пустыне жертвенные приношения на возвышениях были запрещены. Когда сыны Израилевы вошли в Эрец Исраэль и пришли в Гилгал, возвышения — “бамот” — вновь получили право на существование, их возводили в каждом городе на высоких холмах и приносили там жертвы. Когда возвели скинию в Шило, вновь запретили “бамот”. Ж. в Шило именовался великим возвышением, и Шило был религиозным центром Израиля. После разрушения Шило возвышения вновь были разрешены — до завоевания Иерусалима. После этого можно было приносить жертвы только в Иерусалиме.
О Ж. сказано в книге Исход (XX, 21-22): “Ж. из земли сделай Мне… Если же Ж. из камней делать будешь Мне, то не закладывай их тесаными, ибо если ты замахнулся на них теслом твоим, ты осквернил его”.
Нажать на заголовок для чтения далее.
-
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЦХАКА (Акедат Ицхак)*
О Ж.И. рассказывается в книге Бытия.
Бог решил испытать Авраама и приказал ему принести в жертву Господу сына его, Ицхака. Авраам повиновался Господу и готов был принести в жертву Ицхака, но в последний момент ангел Господень воспрепятствовал ему: “И он сказал: Не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо узнал Я теперь, что ты богобоязнен и не пощадил сына твоего, твоего единственного, ради Меня” (Быт. XXII, 12).
Так как Авраам повиновался Господу, ему было обещано, что умножится его потомство, как звезды в небе и как песок на морском берегу. Память о Ж.И. сохранилась в поколениях, и мудрецы наши, еще с древности, внесли эту главу Торы в молитвы. Ж.И. упоминается в молитвах общинного поста (“Та’анит цибур” ): “Тот, кто ответил Аврааму на горе Мория, ответит и нам и услышит зов наш в этот день” (Та’ан. XV, 17). А в молитве “Мусаф” на Рош гa-Шана говорится: “Да будет пред лицом Твоим, как связал Авраам Ицхака, сына своего, на жертвеннике и превозмог боль и жалость свою, чтобы выполнить Твою волю от чистого сердца; так превозможет жалость Твоя гнев Твой на нас”. И далее: “Принесение Ицхака в жертву вспомни сегодня и обрати в милость потомству его. Благословен Ты, Господь, помнящий Завет “. Во второй день Рош гa-Шана читают главу из Торы о Ж. И. Очень набожные евреи читают ее ежедневно до и после молитвы.
Нажать на заголовок для чтения далее.
-
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ (Эгел га-загав)
Изваяние тельца (в образе египетского бога Аписа), которое отлили себе евреи, вышедшие из Египта, в Синайской пустыне, когда Моисей находился на горе Синай. И поклонялись они тельцу и провозгласили: “Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской” (Исх. XXXII, 4). Согласно агаде, Моисей, готовясь взойти на гору Синай, сказал: “К концу сорока дней… я вернусь”. К концу сорока дней пришел Сатана, и “перемешал мир”, и спросил: “Где Моисей?”. Сказали ему: “Он взошел (поднялся) на небо”. …Сказал он (Сатана) : “Моисей умер”. И не поверили ему. Тогда он показал им подобие его погребальных носилок… и они поверили (Шаб. 89).
Выражение “поклоняться золотому тельцу” стало в мировой литературе символом продажности и беспринципности, готовности ради наживы пренебречь основами морали и даже совершить преступление.
-
ИДОЛОПОКЛОНСТВО (Авода зара)*
Культ божков, идолов, лепных и рукописных, икон и статуй, которым поклоняются, а также культ природы — поклонение солнцу, луне, звездам или знакам Зодиака, которых обожествляли и которым поклонялись древние народы.
Сыны Израилевы обязаны поклоняться только единому Богу. Чествование божка или молитва ему являются И., которое строжайше запрещено Торой, как сказано в десяти заповедях: “Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и никакого изображения […] Не поклоняйся им и не служи им” (Исх. XX, 3-5). А Моше Рабейну предостерег сынов Израилевых и сказал им: “Берегите же особенно души ваши, так как вы не видели никакого образа в день, когда говорил с вами Господь в Хореве из, огня. Дабы не развратились и не сделали себе изваяния в образе мужчины или женщины […] Дабы взглянув на небо и увидев солнце, и луну, и звезды, и все воинство небесное, ты не соблазнился, чтобы поклоняться им и служить им…”(Втор. IV, 15-19).
Термин “авода зара” (дословно “чужое служение”) употребляется в Талмуде в самом широком смысле и не имеет в русском языке эквивалента: оно включает не только самый идолопоклоннический культ, но и предметы культа, такие, как истуканы, иконы, капища, утварь и т. д. Все это запрещено.
Идолы названы в Библии презрительными кличками, например, “элиль” — божок, уменьшительное от “Эль” — Бог; “гилулим”, от елова “галаль” — навоз; “шикуцим”, от слова “шекец” — мерзость.
В книге “Кол бо” сказано: “Каждый еврей должен отличаться от них [от идолопоклонников] одеждой и обычаями… Но еврею, который близок к царскому двору и должен сидеть перед царем […], дозволено походить на них одеждой и прической, надевать их одеяния и стричься подобно другим”.
-
ИЗРАИЛЬ (Исраэль)*
Имя праотца Яакова.
Еврей, не являющийся ни потомком левитов, ни потомком когенов (по мужской линии).
Название государства десяти еврейских колен, отделившегося после смерти царя Соломона от его царства.
Название возрожденного современного Еврейского государства.
“Ам Исраэль” — еврейский народ.
Нажать на заголовок для чтения далее.
-
ИЛЬЯ-ПРОРОК (Элиягу га-нави)
Путь И.-П. был подобен буре и смерчу, а его железная воля не знала препон. Подобно вихрю, являлся он своим современникам, бурей и смерчем был его путь, путь святости и ревностного служения Господу. В буре шел туда, куда вел его Дух Божий, в буре вознесся он над соплеменниками и скрылся от их взоров, подобно метеору. Одна возвышенная идея заполняла сердце Элиягу: пробудить народ вновь обратиться к имени Бога Израиля, тогда почти забытому. Он стоял во главе ревнителей служения Господу и национальной независимости, и видел в идолопоклонстве начало разложения народа. Импульсивный от природы, он всегда готов был пожертвовать собой за веру. В памяти поколений И.-П. остался символом ревностного служения Господу, справедливости, правде и добру.
В противоположность разряженным служителям Ваала, Элиягу, пророк Господа, облекался в черную власяницу, чресла его были опоясаны кожаным поясом. В такой одежде появился он впервые в Гил’аде, к востоку от Иордана. В Гил’аде, куда не проник еще ханаанский культ и где народ не был охвачен страхом перед царем Ахавом и женой его Изевель, которые жестоко боролись с верой в Творца Единого, там еще остались люди, верные Богу. Там проповедовал Элиягу справедливость и веру и возгласил единство Господа, идею, заключенную в трех словах, произнесенных им: “Господь есть Бог”.
Нажать на заголовок для чтения далее.
-
КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ (Макот Мицраим)*
Десять казней, которыми наказал Господь египтян, чтобы заставить их отпустить сынов Израилевых из Египта. В книге Исход сказано, что ангел смерти, поражая первенцев египетских, прошел мимо еврейских домов, и тем самым отличены были сыны Израиля от египтян.
-
КИВОТ или КОВЧЕГ ГОСПОДЕНЬ (Арон га-Шем)
Тора и другие священные книги повествуют об особом и единственном в своем роде ларце — кивоте Господнем, который изготовил Бецальэль бен Ури бен Хур согласно указаниям, полученным Моше от Господа в пустыне Синай, и установил его в соборном шатре (скинии).
В К. хранились скрижали завета, а по мнению некоторых — и осколки первых скрижалей (разбитых Моисеем), а также свиток Торы. Так как скрижали назывались также “скрижалями свидетельства”, то и К. назывался “К. завета Господа”, или “К. свидетельства”.
К. сопровождал сынов Израиля в пустыне. Когда евреи переходили Иордан, лишь только ноги священников коснулись реки, ее воды повернули вспять из благоговения к К. В Эрец Исраэль К. был установлен в скинии в Шило, а затем в Кирьят Йеарим в течение двадцати лет. Оттуда царь Давид перевел его в Иерусалим, а сын его, царь Шломо (Соломон), после постройки Храма перенес К. в Святая Святых.
-
КИВОТ, или КОВЧЕГ СВЯТЫНИ (Арон га-кодеш)*
К., в котором находятся свитки Торы в каждой синагоге. Он стоит, обычно, у той стены синагоги, которая обращена к Храмовой горе. В Вавилонии, расположенной к востоку от Эрец-Исраэль, К. стоял у западной стены; в большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Эрец-Исраэль, К. стоит у восточной стены синагоги. Но если по каким-то причинам К.С. отодвигают от восточной стены, то он ставится у южной.
Место К., и с ним вся восточная сторона считаются самыми почетными в синагогах. У К. молится кантор, перед К. выступают раввин общины или даршан (проповедник), а общество, кроме сидящих у восточной стены, молится к нему лицом.
В дни, когда читают Тору, раскрывают К. и вынимают из него свиток Торы. Еще раскрывают К. при произнесении Песни почестей в субботы и праздники, “Авину, малкейну” (“Отец, Царь наш”) в дни поста и при особых молитвах в “ямим нораим” (“грозные дни”) и “гошана” в Суккот.
Во всех еврейских общинах принят обычай украшать К.С. нарядным, красиво вышитым занавесом. Традиция эта упоминается еще в Талмуде. Занавес этот называется “парохет”. Это название связано, очевидно, с “парохет” в соборном шатре и в Храме. Принято устанавливать над К. модель скрижалей завета, на которой высечены два первых слова каждой из десяти заповедей.
Открытие и закрытие К. считается важным обрядом и совершается обычно одним и тем же человеком. “Вынос Торы” сопровождается чтением библейских стихов “И было, когда К. продвигался…” (Чис. X, 35), “Ибо с Сиона выйдет Тора…” (Ис. II, 3) и “Благословен Господь” на арамейском языке (отрывок из книги Зогар ). “Внесение Торы” в К. также сопровождается чтением специально подобранных библейских текстов.
-
КОЛЕНА ИЗРАИЛЯ (Шивтэй Исраэль)*
Двенадцать колен Израиля происходят от двенадцати сыновей Яакова, которых родили ему Леа, Рахель, Билга и Зилпа. Леа родила шестерых сыновей (и одну дочь — Дину); Рахель — двух, Билга — двух и Зилпа — двух. Все сыновья Яакова родились в Арам-нагараим (Месопотамии), кроме Биньямина, родившегося в стране Ханаан. Два сына Иосефа, Эфраим и Менаше, стали родоначальниками колен, в соответствии с предсмертным завещанием Яакова, но число колен не увеличилось до тринадцати, так как колено Леви не получило надела в Эрец-Исраэль, как сказано: “И сказал Господь Аарону: в земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них: Я — твоя доля и твой надел среди сынов Израилевых. А сыновьям Леви, вот, дал Я всякую десятину от Израиля в надел за службу их, которую они несут у соборного шатра… по уставу вечному в роды ваши; а среди сынов Израилевых не получат надела…” (Чис. XVIII, 20-23).
-
КОММЕНТИРОВАНИЕ (Паршанут)*
Издревле практиковалось в Израиле К. для разъяснения неясных стихов, глав или разделов Священного Писания. Книжники, знатоки Библии, на которых Эзра возложил обязанность преподавания Торы народу, не удовлетворялись ее публичным чтением. Они взяли на себя труд К. ее законов. Чтобы отвечать требованиям жизни и разрешать возникавшие новые проблемы, они искали ответы в Писании посредством К, и логических объяснений. Два главных метода существуют в комментировании Торы: “пшат” (т. е. простой, непосредственный смысл текста) и “драш”. Драш означал К. текстов, распознавание цели и замыслов Законодателя, нахождение аналогий для случаев, которые не даны в Торе непосредственно.
Вся талмудическая литература — как галаха, так и агада — представляет собой громадное и многогранное К. Библии. И по мере того, как расширялась и разветвлялась талмудическая литература, она требовала от своих зодчих еще большего умения вчитываться в каждое слово, в каждую букву Торы, Пророков и Писаний. Мудрецы стремились обосновать каждый закон на определенной фразе (а иногда и на слове), написанной в Торе.
Гилель Старший установил семь способов изучения Торы, а р. Ишмаэль пользовался тринадцатью способами. Рабби Элиэзер, сын р. Йоси из Галилеи, создал всеобъемлющий метод разъяснения и К. Библии, включавший тридцать два способа. В сжатой форме он изложил план новых законов К., которые свидетельствуют об исключительной ясности ума, широте мысли и творческой мощи.
Самые давние К. к Торе, сохранившиеся до наших дней, — это Мидрашей галаха, то есть К. галахот, написанные танаим: “Мехилта” — к книге Исход, “Сифра” — к книге Левит, “Сифрей” — к книгам Числа и Второзаконие.
Первым стимулом к возвращению на путь непосредственного изучения и понимания текста Торы (т. е. пшат) был диспут между раввинами и караимами, и рав Саадья Гаон заложил основу К. по методу “пшат”. Он перевел Священное Писание на арабский — язык самой развитой культуры того времени, и составил свой К. к Священному Писанию, соответствующий требованиям времени. Целью его было предложить евреям и всем интересующимся простой и ясный смысл Священного Писания без покровов агадот и мидрашим. Последующие комментаторы Священного Писания называли р. Саадью Гаона “отцом пшата” и “главою комментаторов”. Перевод р. Саадьи Гаона не оставил неясных —мест в Священном Писании и, вместе с тем, он верен традиционному смыслу текста.
Особой популярностью пользуется К. Раши к Библии. Благодаря легкости и краткости изложения он остается до наших дней постоянным ее спутником. Заслуга Раши в том, что он осветил Устную Тору своим К., и Вавилонский Талмуд стал доступной книгой для каждого, кто пользуется его К. Чистый и отточенный слог Раши внес ясность в талмудические диспуты и упростил сложные логические аргументы. И в К. к Библии Раши стремился объяснить написанное по методу “пшат”, на основании логики и здравого смысла. Однако он приводит целый ряд агадот и мидрашим, которые стали неотъемлемой частью К. Пятикнижия.
Среди комментаторов Библии по методу “пшат” видное место занимает внук и ученик Раши, р. Шмуэль бен Меир (Рашбам), живший в XII веке. Рашбам стремился к максимальной простоте и сторонился мидрашим.
Современником Рашбама был великий комментатор и знаток иврита р. Авраам бен Меир Ибн Эзра, который также стремился комментировать написанное по методу “пшат”. Большое внимание он уделяет этимологии слов и выражений, сумев прояснить многие неясные места путем глубокого грамматического анализа. Широкую популярность завоевали комментарии к Библии р. Давида Кимхи (1160-1235 гг.), он же Радак.
В XIII веке появилась книга “Зогар” (“Сияние”), ставшая краеугольным камнем учения Каббалы. Согласно книге “Зогар”, не следует понимать Тору в ее прямом смысле (“пшат”). В повествованиях Торы заключены тайны, и горе тому, кто думает, что Тора рассказывает нам простые и незамысловатые истории. Если бы это было так, мы, в наше время, могли бы составить новую Тору из более “красивых” рассказов. Но это не так. Вся Тора — это “самые возвышенные предметы и тайны тайн”. “Зогар” устанавливает четыре пути объяснения Торы: прямой смысл, намек, комментирование, тайный смысл. Последнему каббалисты придают особое значение. Р. Моше бен Нахман (Рамбан) пишет в предисловии к своему К.: “Мудрость моя ничтожна и разум мой недостаточен по сравнению с тайнами Торы, скрытыми в ее здании, спрятанными в ее кладах, ибо всякое сокровище, чудо и глубокая тайна и вся мудрость — скрыты в ее закромах, в намеке, в речи и в письме”.
-
ЛЕВИТЫ (Левиим)*
Колено Леви, потомки третьего сына патриарха Яакова. С возложением священнического сана на Агарона (Аарона) и его сыновей, возложил Моисей на Л. ведение службы в скинии и обучение народа.
Во время Исхода сынов Израиля из Египта колено Л. ничем не выделялось из прочих колен, и на них не возлагались какие-либо особые обязанности. Даже когда создал Моисей по совету тестя своего Итро судебно-административную иерархию и назначил тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников, — он ничем не выделил Л. по сравнению с другими коленами. Даже когда построил Моисей жертвенник у подножия горы Синай, он призвал отроков Израиля из всех колен, и все они участвовали в жертвоприношениях. Впервые упомянуты Л. особо, когда потрясенный поклонением народа золотому тельцу, воскликнул Моисей: “Кто за Господа — ко мне!” — и из всего народа Израиля пришли к нему только потомки Леви и, по приказу его, перебили около трех тысяч из поклонявшихся золотому тельцу. После этого сменили Л. отроков, и на каждый из родов Л. (Гершон, Кегат и Мерари) возложены были особые обязанности, связанные со службой в скинии: перенос частей скинии во время переходов, составление частей скинии на стоянках и т. д.
Нажать на заголовок для чтения далее.
-
МАННА НЕБЕСНАЯ (Га-ман)
Хлеб небесный, которым кормились сыны Израилевы в пустыне после исхода из Египта. Впервые узрели евреи М., когда обнаружили поутру слой росы: “…и вот, на поверхности пустыни что-то мелкое, слоистое, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и сказали друг другу: что это? [“ман” на иврите означало “что”] Ибо не знали, что это. И сказал им Моисей: “Это хлеб, который дал вам Господь в пищу… И нарек дом Израилев имя ему: ман [манна]; она как семя кориандра, белое, а вкус его, как лепешка с медом… А сыны Израилевы ели ман сорок лет, до прихода их в Землю Обетованную, ели этот ман, пока не дошли до рубежа земли Ханаанской” (Hcx.XVI, 14,15,31,35).
М. падала с неба ежедневно, кроме субботы. Народ собирал М. каждый день, а в пятницу запасали вдвойне, чтобы хватило и на суббот Сбор М. происходил по утрам, так как к полудню таяла она под лучами солнца.
Согласно агаде, поедая М., юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус меда, дети — вкус масла.
-
МИЦВА (ЗАПОВЕДЬ)*
Все повеления и законы Торы, а также законы, установленные мудрецами. В Торе содержится 613 М., которые заповедал нам Господь. Из них 248 (по числу органов тела) —заповеди повелений, “М. асэ”, то есть обязывающие делать что-либо; и 365 (по числу дней солнечного года) — “М. ло таасэ”, то есть запретов. Число это указано в Талмуде, в трактате Макот (XXIII): “Сказал р.Симлай: шестьсот тринадцать М. получил Моисей; триста шестьдесят пять запретов, что равно числу дней в году, и двести сорок восемь обязанностей, по числу органов тела”. И еще сказано аллегорически: “…почему даны двести сорок восемь заповедей-повелений? Чтобы каждый орган как бы говорил человеку: сделай мною мицву, а каждый день года как бы говорил: не оскверняй меня грехом” (Рамбам, Книга Мицвот).
Нажать на заголовок для чтения далее.
-
МЯСО В МОЛОКЕ (Басар бе-халав)
Три раза предостерегает Тора: “Не вари козленка в молоке его матери”. Дважды в книге Исход, при упоминании о первинках и еще раз во Второзаконии, при перечислении запретных видов пищи. Мудрецы Талмуда определили на основании предания три запрета: запрет варить мясо и молоко вместе; запрет употреблять вместе при принятии пищи мясо и молоко; использовать мясное и молочное, смешанное вместе. Запреты эти относятся не только к мясу козленка, но и к любому другому виду кашерного мяса, и не только с козьим, но и с любым другим молоком. Вместе с тем, дозволено еврею варить или смешивать мясо и молоко нечистых животных и использовать варево — например, чтобы накормить собаку.
Нажать на заголовок для чтения далее.
-
НАЗВАНИЕ КНИГ ТАНАХА
СОКРАЩЕННОЕ НАЗВАНИЕ КНИГ ТАНАХА ( ЕВР. БИБЛИИ)
Нажать на заголовок для чтения далее. -
ПАМЯТНИК (Мацева)
1) Камень, на котором в древности совершались возлияния и жертвоприношения Господу. В книге “Бытие” рассказывается о Яакове: “И встал Яаков рано утром, и взял камень, который положил в изголовье, и поставил его П. (мацева) и возлил елей на верх его. И нарек имя этому месту Бейт-Эл (Дом Божий)…” (Быт. XXVIII, 18-19); “А камень этот, который я поставил П., будет домом Божьим” (там же, 22).
2) Каменный столп, который устанавливали в память о событии или как знак заключения союза. Когда Лаван предложил Яакову заключить союз, “и взял Яаков камень и поставил его П. […] и собрали они камни и насыпали холм, и устроили трапезу на холме […] И сказал Лаван: “Холм сей свидетель между мною и тобою отныне…” (Быт. XXXI, 45-47).
После того, как сыны Израилевы перешли через Иордан, взял Иегошуа двенадцать камней из Иордана и поставил их как П. в Гилгале.
П. порою совращали сынов Израилевых, ибо многие ставили П. и жертвенные возвышения идолам, для жертвоприношений. О П., поставленных для идолопоклонства, повелел Господь сынам Израилевым: “Жертвенники их разрушьте, памятники их разбейте” (Втор. VII, 5).
3) Памятный камень на могиле усопшего. Праотец Яаков поставил такой обелиск на могиле Рахели. Сын царя Давида Авшалом поставил себе памятный камень еще при жизни.
-
ПАРАША, или СИДРА*
Раздел в Пятикнижии.
Пять книг Торы делятся на сдарот, или паршийот (недельные разделы), для публичного чтения в синагогах по Субботам. Книга Бытие делится на двенадцать таких разделов, Исход — на одиннадцать, Левит — на десять, Числа — на десять и Второзаконие — на одиннадцать паршийот. Всего — пятьдесят четыре раздела. Так как последняя П. — “И вот благословение…” — читается в Симхат Тора*, то на все Субботы года остаются пятьдесят три раздела. Разделение на паршийот не всегда было одинаковым, но общее их количество оставалось неизменным. Названия их соответствуют первому или ключевому слову первого или второго стиха каждого раздела. Годичный цикл чтения Торы начинается в Субботу после Суккот* Так как в обычном (двенадцатимесячном) году нет пятидесяти трех недель, и часть Суббот выпадает на праздники, изза чего чтение разделов откладывается, иногда читают в Субботу две “связанные” паршийот.
Разделение это было сделано в Вавилоне, где вся Тора прочитывалась за год, но в Эрец Исраэль*, где прочитывали Тору за три года, существовало другое разделение.