Недельная главаПророкиРав Ури ШеркиСтатьи-Недельная глава Торы

Круглый змей

В Афтаре к недельному разделу “Бо” пророк Иеремия (46:20-23) уподобляет Египет двум разным животным, тельцу и змею. Он говорит: “Египет – красавица-телица … И наемники, что в среде его, подобны откормленным тельцам … Голос его идет как змей”.
Уподобление Египта змею показывают на связь этого народа с первобытным Змеем, который склонил Адама к греху. Этот змей представляет естественный разум – кривой, земной и убивающий. В нем самом по себе нет ничего плохого, и наши мудрецы сказали, что “злое начало подобно наезднику на змее” – т.е. оно не тождественно змею. Но такой разум не способен подняться до этических вершин, к которым ведет осознание свободы выбора.
Египет, как и змей, не способен ни на что другое, кроме как блистательно улучшать данное природой. Нил это грандиозная природная сила, которая орошает пустыню, освобождает Египет от опасности голода, – но также и от молитвы о дожде. Земля Израиля, наоборот, “пьет от небесной воды” (Второзаконие 11:11), и для жизни там необходима молитва и высокий моральный уровень человека.
Египет не знает, что такое свобода. И это касается, как частной свободы человека, так и свободы в политической системе, и свободы в рамках законов природы. Во времена Иосифа египетские жрецы не смогли даже представить себе, что возможно изменение в законах функционирования Египта, которое приведет к голоду. По этой причине египетские фараоны накладывали на голову “урей”, изображение змеи (в том месте, где мы накладываем головной тефиллин), и этим они утверждали подчиненность человека природе. Сущность природности это круговорот всего в природе, и ее символизирует теленок, называющийся на иврите “эгель”, что подобно слову круг “игуль”, и символически это связано с тем что копыта его круглые. И как сказано в Псалме (106:20) “поклонились изображению быка, жующего траву”, – поскольку теленок опускает голову к земле и оттуда берет свою пищу. Тогда как человек наоборот, не опускает голову к еде, а поднимает свою пищу к себе – и этим символизирует возвышение еды, а не принижение едока.
И также и змей выделяется своей округлостью, что символизирует постоянный цикл природы, равный по всем направлениям, не знающий верха и низа, добра и зла.
В отличие от волхвов египетских, одевавших на лоб круглого змея, – Тора заповедует накладывать на голову квадратные коробочки, состоящие из прямых линий, что указывает на существование системы ценностей, в которой есть прямизна, верх и низ, порядок моральных ценностей. Коробочки тефиллин содержат концентрат знания о трансцендентном откровении, которое произошло при Исходе из Египта и вывело нас из теснин природной ментальности.
Ремешки тефиллин, сделанные из кожи теленка, указывают на поднятие над природой, – т.е. природное это лишь вспомогательный инструмент помогающий понимать Божественное.
В еврейской традиции есть два вида тефиллин: один по традиции Раши, а второй в соответствии с Рабейну Тамом. На два этих вида тефиллин также есть намек в египетских символах. В археологических раскопках в Египте была найдена “Книга мертвых” принадлежащая фараону Тутанхамону, и на его лбу было два символических изображения – орла и змеи. В каббале эти два образа означают две сфиры – “бина” и “малхут”, одна из них соответствует Этому миру, а вторая Грядущему миру, и они также соответствуют двум традициям наших мудрецов (Раши и Рабейну Там) в отношении тефиллин.
И в этом переходе “от урея к тефиллин” также можно видеть проявление каббалистического принципа, что скорлупа (Египет) предшествует плоду (Израиль).

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Еще по теме
Close
Back to top button
Translate »