Мегилат Эстер
История Пурима рассказывается в книге Эстер, последней книге включенной в Танах, таскким образом, этой книгой завершен Танах.
Танах завершен именно в эту эпоху, потому что он говорит о периоде, в котором Божественное присутствие в мире было открыто, и пророки еще говорили. Но потом эта эпоха закончилась – и Танах завершается книгой, которая направит нас, как вести себя в мире, где Всевышний не открывается прямо. Нужно было раскрыть нам, что Всевышний продолжает управлять миром, в котором Он скрыт, в мире в котором Его не видят.
Поэтому нам дана книга Эстер, в которой имя Всевышнего не появляется ни одного раза. Вся история книги Эстер – это история сокрытия. Это выглядит как большое театральное представление, в котором каждый выполняет какую-то роль, при том что реальные личности скрыты.
Центральной фигурой книги является сама Эстер. “Эстер не рассказала о происхождении своем и о народе своем, как велел ей Мордехай”. С этим образом и сокрытием идентифицировали себя евреи-марраны в Испании, которые вынуждены были скрывать свою принадлежность к иудаизму (поэтому пост Эстер был очень важен для евреев Северной Африки, которые в большой степени произошли от изгнанников из Испании). И также еврейский театр начался с пуримских представлений, – с мира, в котором уже нет откровения, а есть маски. Эта идея проявляется и в обычае детей наряжаться на Пурим в маскарадные костюмы. (Есть некоторые параллельные обычаи у других народов, но у нас маскарад происходит строго в святости и чистоте, чтобы это не привело к распущенности и нарушениям).
При этом у слова тахпосет, «наряд», на иврите есть еще один смысл: “поиск”, поиск себя. Человек ищет себя, в то время, что сам он скрыт под костюмом.
Что спасло нас в Пурим? То, что мы смогли воспротивиться идее злодея Амана, который сказал: “есть один народ, рассеянный среди народов и разобщен”. Аман утверждал, что мы разобщены, поскольку рассеянны, и нет у нас сил на сопротивление ему. И он забыл, что он раньше сам сказал: “есть один народ”, Один – который особенный в своей сути, несмотря на то, что он рассеян.
Народ Израиля изобрел в рассеянии особую форму существования, называемую общиной. И это то, что мы рекомендуем нашим друзьям Бней Ноах, во всем мире, они могут организовать общины. Община дает силу, дает человеку способность противостоять внешним влияниям.
Мы подчеркиваем наше несогласие с идеей о том, что мы рассеяны. Мы посылаем мишлоах манот, угощения друг другу, и даем подарки бедным. Мы укрепляем братство, укрепляем любовь друг к другу, и это дает нам возможность выстоять в испытаниях.