Недельная главаПророкиРав Ури ШеркиСтатьи-Недельная глава Торы

Войны между царствами и мессианский процесс

Афтара к недельному разделу Ваэра – это отрывок из пророчества Иехезкиеля (28:25-29:21), который описывает поражения, выпадающие Египту – и они похожих на те поражения, которые описаны в самом недельном разделе. И важный урок, который можно извлечь из этой Афтары – это противостояние между разными народами и в том числе понимание путей возвышения и падения великих держав.
В древние времена статус Вавилона и Египта был похож на статус Европы и Америки в наши дни. Характер культуры во всем мире зависел от того, какая из двух держав побеждала. Через короткое время после описанных событий Персия смешает все карты на Ближнем Востоке, но в то время всё определяли Вавилон и Египет.
Всевышний называется “Властелином войн”. Имеется в виду, что хотя, конечно, Всевышний не хочет войн, которые являются наиболее разрушительной вещью, из всех, что изобрело человеческое злодейство – но постфактум Божественное управление пользуется ими для последующего построения и созидания (см. Орот стр. 94, 13). Т.е. Всевышний использует происходящие в мире войны, чтобы продвинуть глобальные исторические процессы, в направлении полного исправлении мира. Важно подчеркнуть, что в этом утверждении нет превознесения войн, а лишь “реал-политика Бога”, как это объяснял рав Цви Иеhуда Кук.
Египет – это архетип богатой державы, которая заключает государственный и военный союз с народом Израиля. Пророки Израиля последовательны в своем резком неприятии по отношению к про-египетской политике как к “опоре на тростник” (стих 6), – и объясняют, что во времена нужды Египет не окажет нам помощь. Египет неизменно сохраняет свою форму общественного устройства, и представляет собой препятствие к развитию нового мира. И при всем этом, альтернатива Вавилона не представляется более моральной. Вавилон захватывает страны ради наживы, и пророк издевательски описывает захват Египта царем Вавилона, как необходимость покрыть расходы по захвату Цора (ст. 18-20).
Поэтому, именно на фоне успехов Вавилона, – проявляется и вырисовывается Израильская альтернатива, которая совершенно необходима, чтобы привести человечество к основам морали. Пророк возвещает, что в дни победы Вавилона осуществится: “В тот день взращу величие для дома Израиля, а тебе дам откровение уст среди них; и узнают, что Я – Господь” (ст. 21). И таки Вавилон был побежден Персией, и после этого был провозглашен Манифест Кира, на основе которого осуществилось возвращение в Сион и построение Второго Храма.
Сказано, что те пророчества, которые были записаны в Танахе – необходимы не только для своего времени, но для будущих поколений. И действительно во время нашего последнего изгнания мы видели, как в процессе падения великих держав был провозглашена декларация Бальфура, которая со стороны народов мира стала официальным признанием нашего права вернуться на землю наших отцов и основать в ней свое Государство, как и в древние времена. И это то, чему учили нас наши мудрецы (Берешит Раба 42, 4): “Если ты видишь, что царства задирают друг друга, ожидай поступи Мессии”.
Вскорости, в наши дни!

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »