Рав Ури Шерки

Мессианство

из уроков по книге раби Нахмана

Story Highlights
  • "Не беспокойтесь, она только выглядит как земля. На самом деле, она выше всего мира"

Нужно понять тот исторический период, в который появляется раби Нахман. Я скажу так: их было трое, точнее четверо – тех, кто в последние века пытались подняться в Землю Израиля. Что значит приехать в Землю Израиля? Садись на повозку, на верблюда, на корабль и езжай! На протяжении поколений были многие, которым удалось переехать, несмотря на многие трудности – разбойников на море, разбойников на дорогах, бедность, голод, болезни, войны… Но всё же время от времени кто-то говорил: «Я приехал в Землю Израиля». Как евреи, так и неевреи приезжали сюда, но те, о которых я сейчас говорю – они видели в этом мессианский смысл. Что такое мессианство – когда что-то включается в наше намерение изменить мир.

Мессианское мировоззрение – это когда верят, что есть достаточно данных в этом мире, в человечестве, в народе Израиля – для того, чтобы изменить этот мир к лучшему. Это называется мессианство. И тогда, согласно этому определению, коммунизм, например – это мессианство: коммунизм полагал, что есть достаточно данных в этом мире, в человеческом обществе, чтобы достичь лучшего мира. И по сравнению с этим, христианство – не мессианское учение, несмотря на то, что оно все время использует слово «мессия». Почему? Потому что оно утверждает, что нет у человека возможности достичь избавления, и для этого необходимо вмешательство извне. Нужно, чтобы Бог пришёл сам избавить человека, потому что человек сотворен с дефектом. Он грешник от рождения, у него нет шансов, поэтому нужно, чтобы спасение пришло снаружи. И тогда получается, что христианство – не мессианское учение, согласно тому определению, которое я дал.

Первая попытка: Бааль Шем Тов

Итак, были трое или четверо, которые хотели подняться в землю Израиля, исходя из мессианского мировоззрения, это для них было мессианское действие. И это Бааль Шем Тов, раби Нахман из Бреслева, народ Израиля в новое время (то, что называется сионизмом) и рав Кук. Я бы хотел проанализировать эти четыре алии.

Бааль Шем Тов хотел подняться в Землю Израиля, и он доехал до Стамбула и сел на корабль. И когда он сел на корабль, случилось два потрясающих явления. Первое – это физическое явление: поднялась буря, и корабль мог разбиться – была угроза для жизни. И в придачу к этому, в момент, когда Бааль Шем Тов сел на корабль, он почувствовал то, что называется на языке Каббалы, что из него «ушли мохин». Что значит «ушли мохин» – если простым языком: он потерял свои высокие постижения божественного, вдруг стал обычным евреем. Вы представляете, что значит для такого человека, как Бааль Шем Тов вдруг превратиться в простого еврея? Это страшнее, чем гееном. Итак, Бааль Шем Тов видит, что нет выбора, возвращается назад и не едет в Эрец Исраэль. Он сходит на берег, возвращается в Подолию, в Меджибож – в Европу, и там проживает остаток своих дней. И там он основал движение хасидизма. Да, к нему вернулись мохин. Он понял, что есть некая преграда – что свыше не дают ему подняться в Землю Израиля, и вернулся обратно.

Вторая попытка: Раби Нахман

Правнук Бааль Шем Тов, сын его внучки – это раби Нахман из Бреслева. Однажды он решает подняться в землю Израиля и приезжает в Стамбул. И что же случилось с раби Нахманом еще на берегу, до того, как он сел на корабль? Его покинули мохин еще на берегу! И мало того, что он стал простым евреем, он даже сошел с ума! Не то, что по-настоящему, но он стал вести себя как маленький ребенок. Стал делать разные глупости, и каждый, кто видел его, думал, что он сошел с ума. И он сел на корабль, и на корабле было очень тяжело, но несмотря на это, он не отказался от Земли Израиля. Он пробыл здесь недолгое время в Галилее, в период, когда Наполеон тоже пришёл сюда, чтобы завоевать эту землю. Здесь были нестерпимые условия, и тогда раби Нахман покинул Землю Израиля. Но перед этим он сказал, что здесь, в Земле Израиля он удостоился постичь Тору такого уровня, которую он не постиг за всю свою жизнь. И тогда он вернулся в Украину и там передавал эту Тору своим ученикам всю оставшуюся недолгую жизнь. И так родился хасидут Бреслев (брацлавский хасидизм).

Третья попытка: сионисты

Третий случай. Народ Израиля в 19 веке решили стать сионистами, то есть, основать государство Израиль. И для этого они сами отказались от мохин и решили стать светскими. Чтобы ускорить процесс, ещё до Стамбула, в Харькове члены движения Билу[1] сказали: “Давайте отбросим свой мохин!”. Они поднимаются в Землю Израиля – и что происходит? Ничего особенного: они строят кибуцы, осушают болота, основывают профсоюзы и так далее.

Четвертый случай: рав Кук возвращает народу мохин

Когда приезжает рав Кук в землю Израиля, то он не теряет никакой мохин в пути, наоборот, он здесь получает мохин в квадрате и обучает этому народ Израиля. Как? В Махон Меире (:шутка: Махон Меир – религиозно-сионистское учебное заведение, созданное после Шестидневной войны, прим. ред.). Конечно, это было не сразу. Был рав Кук-отец, рав Кук-сын и дух его учеников витал над поверхностью вод Босфора. Итак, рав Кук приезжает и дарит светскому народу мохин, от которого те отказались по своей воле.

Мохин – это такое понятие из Каббалы. Чтобы не уходить глубоко в высокие материи, переведём его как «высокие постижения божественного». И всё дело в потере мохин. Почему Бааль Шем Тову не удалось подняться в Землю Израиля? Скажем так: в чем отличие духовности, которую может постичь еврей за пределами земли Израиля, и духовностью, которую он может постичь в Земле Израиля? Это очень простой вопрос: духовность, которую может постичь еврей за пределами Земли Израиля – это личная святость, и это именно то, чему учит хасидизм, что есть ценность, есть святость в каждом еврее, каждый еврей свят. Несмотря на то, что он далек от Торы, несмотря на то, что он делает плохие дела… Простой еврей – пастух, который произносит алфавит, потому что не умеет молиться – всё это свято. Здесь говорится о святости отдельного еврея, и это потому, что за пределами Земли Израиля народ не действует как коллектив, не действует как политическая сущность. У Бааль Шем Това была историческая миссия – раскрыть святость личности, и поэтому он не смог подняться в Землю Израиля. Сатан встал на пути его и сказал: у тебя есть другая задача, поэтому ты не поднимешься в Землю Израиля.

Раби Нахман готовит будущее

Раби Нахман подготовил будущее, он знал, что произойдет с народом Израиля. Он жил в период, когда народ стоял на пороге избавления, и раби Нахман знал, с чем это связано. Он знал, что это как раз связано с серьёзной потерей мохин. Он пишет об этом во многих местах, что центральный вопрос, перед которым стоит мир, это вопрос неверия. Во времена Бааль Шем Това было немного атеистов, и в предыдущих поколениях евреи всегда были добрыми и простодушными. Неевреи также были искренне религиозными, но в новое время вдруг всё изменилось. Религия была отброшена в угол, и секуляризм стал нормой поведения в человеческом обществе, и также и в народе Израиля. Раби Нахман, у которого было невероятное чутье на эти вещи, прямо чувствовал по запаху, что это вот-вот случится, и он должен дать ответ на эти вопросы. Поэтому одна из центральных тем учения раби Нахмана – это вопрос веры и атеизма. Он один из главных среди тех, кто занимался этим вопросом. Атеизм здесь имеется в виду не тот, который говорит, что «нет Б-га», и тому подобное, как было когда-то. Это именно вопросы постмодернизма, и обо всём этом писал раби Нахман.

Цель упадка религии

И этот упадок религии, согласно раву Куку, произошёл, чтобы даровать душам более высокое постижение Божественного, чем могла дать прежняя религиозность. То есть, согласно диагнозу рава Кука и раби Нахмана: религия, к которой мы привыкли в последние столетия, не способна удовлетворить жажду души. Потому что это духовность опустившаяся, это не та духовность, которая была, когда обитала Шхина, в дни Первого и Второго Храма. Это духовность, которая подходит ко временам изгнания, к народу в осаде. Раби Нахман понимал, что это скоро треснет и сломается, и он поехал в землю Израиля, чтобы встретиться со святостью общности, с Торой общности. И он вернул её обратно за пределы Израиля, чтобы обучить евреев. Почему он вернулся? Потому что еще не пришло время подниматься народу в Землю Израиля. Потом, через несколько десятков лет, народ Израиля отбросит свой мохин по собственной воле для того, чтобы основать государство, а рав Кук вернёт ему мохин.

И тогда получается, что раби Нахман – это важное связующее звено между учением хасидизма Бааль Шем Това и учением рава Кука. Если вы хотите по-настоящему понять релевантность учения раби Нахмана в наше время – у вас нет выбора, нужно учить рава Кука. И это тот тезис, на котором я собираюсь основать наше изучение раби Нахмана. Иначе, если ты берешь учение раби Нахмана (который писал в ситуации, когда общность еще не родилась, потому что еще не родился сионизм, и поэтому он все время говорил о личности) и хочешь принести это учение в период, когда уже возродилась общность Израиля, тогда ты не поймешь о чем он говорил.

Изучать слова мехакрим

Раби Нахман говорит в нескольких местах, что запрещено изучать слова мехакрим[2]. Есть своя терминология у раби Нахмана. Мехакрим – это философы и даже книга “Кузари“.  А о Путеводителе заблудших”” даже нечего говорить, раби Нахман пишет, что тот, кто прочитал книгу “Мем Нун” (сокращенно от «Морэ Невухим» – “Путеводитель заблудших”), у него на лбу написано “атеист». И вообще не нужно читать всяких ученых, докторов наук и прочих, главное – вера. Но не нужно забывать: раби Нахман говорит, что есть одно исключение. Есть тот, кто как раз должен изучать слова этих неверующих. Посмотрим 64-й отрывок в книге “Ликутей Моѓаран“, третий абзац:

«Знай, что если есть великий праведник уровня Моше, именно он должен изучать слова этих атеистов. Несмотря на то, что невозможно устранить их противоречия, благодаря тому, что он изучает их, он поднимает оттуда несколько душ, которые упали и были поглощены этим атеизмом».

Перевод: цадик должен учить слова мехакрим – заниматься наукой, философией, как раби Нахман и делал сам.

Цадик поколения

Рав Кук в статье «Маамар ѓа-дор» привел очень важные слова, он сказал, что всё поколение в наше время поднялось на ступень цадика, цадика уровня Моше, о котором говорил раби Нахман. Мы сейчас находимся в поколении, в котором то, что говорилось о цадике, стало применимо к общности Израиля.

Конечно, есть важность у понятия «цадик», не нужно совсем убирать цадика, я только хочу сказать, что есть созревание поколения в процессе истории. Цадик стал общностью. Как, например, в недельной главе “Хукат”, написано: “И послал Моше посланцев к царю Эдома» (Бамидбар, 20:14), а потом написано: “И послал Исраэль посланцев к Сихону” (Бамидбар, 21:21). Сначала Моше, а потом Исраэль. Говорит Раши(он сопоставляет эти два отрывка): Моше – это Исраэль, Исраэль – это Моше. Это, чтобы научить тебя, говорит Раши, что глава поколения – это всё поколение, глава поколения – это всё.  Это объединение учения Хабада и немного Маѓараля. Раши так и говорит: научить тебя, что глава поколения – это всё поколение, и глава поколения – это всё. Вопрос: почему, если глава поколения – это всё, то почему в начале написано Моше, а потом Исраэль? Потому что, когда Моше посылает посланцев к царю Эдома – это было в изгнании. А когда Исраэль посылает посланцев к Сихону – это для того, чтобы войти в Землю Израиля, поэтому цадик поднялся на ступень общности.

Что такое Земля Израиля?

Есть интересный рассказ раби Натана, ученика раби Нахмана. Он рассказывает, как раби Нахман давал урок и говорил о Земле Израиля: “Я был в Земле Израиля, – говорил он, – и хочу сказать вам, что нетрудно попасть туда. Потому что сегодня есть корабли, дилижансы, это уже не так трудно, как было когда-то. В наши дни можно попасть в Землю Израиля, и все мы должны подняться туда”. И так он говорил целый час. В конце урока подошел к нему раби Натан – так он рассказывает, и спросил: «Рабейну, когда вы говорили “Земля Израиля”, что вы имели в виду? Может это какое-то свойство души?» И тогда закричал рабейну громким голосом и сказал: “Я говорил по-простому смыслу: в те дома и дворы, которые в Цфате, Тверии и в Иерусалиме, чтобы весь Израиль поднялся туда!” Пишет раби Натан: “И тогда я понял смысл его слов: он имел в виду, чтобы все мы жили в Земле Израиля». Вы понимаете о чем тут идет речь? Есть ученики раби Нахмана, которые поднялись в землю Израиля, и они послали письмо, полное ужаса, раби Натану, они говорят: “Мы приехали в Землю Израиля и увидели, что это просто земля!» Они были в ужасе. Вопрос в том, что значит подняться в Землю Израиля? Мы видим в первом отрывке книги «Ликутей Моѓаран», что такое Земля Израиля, согласно раби Нахману, это очень интересно. И потом раби Натан ответил им: «Не беспокойтесь, она только выглядит как земля. На самом деле, она выше всего мира».

Цадик – человек или общность?

Спрашивают, является ли рав цадиком, к которому можно прилепиться? Я читаю в книге “Орот” на 146-й странице: «Прилепиться к цадикам (есть в хасидизме такое понятие «прилепиться к цадикам»), чтобы смешалась сила духовности, которая есть в их душах, с несовершенной душой самого человека (я прилепляюсь к раву потому что рав велик, он праведник, я несовершенен, и я прилепляюсь к нему, чтобы стать совершенным через него) – это очень важная вещь в процессе развития души. (Это прекрасно, это очень хорошо). Однако при этом нужно быть очень осторожным, ведь если будет что-то неправильное в каком-нибудь цадике, а человек прилепится к нему глубокой внутренней привязанностью, то он прилепится также и к тем недостаткам, которые есть у этого цадика. И эти недостатки будут проявляться в нём в несравненно большей степени, чем они были в цадике. (У цадиков могут быть недостатки. Но недостаток у цадика – это не так уж и страшно, даже добавляет ему привлекательности. Но когда этот недостаток переходит в несовершенную душу, то там он приносит вред). Счастливы сыны Израиля, которые прилепляются к общенациональной душе, являющейся абсолютным добром, чтобы через нее черпать благодатный Свет Божий».

То есть, если ты прилепляешься к цадику, который есть общность Израиля – это нормально. Однажды спросили рава Цви Йеѓуду Кука: «Есть ли опасность, когда прилепляешься к цадику – общности Израиля?» Ответил рав Цви Йеѓуда: “Нет”.

[1] Название «Билу» является акронимом стиха из Ишаяѓу 2:5 ” ‏בית יעקב לכו ונלכה…‏‎” (“О, дом Иакова! Придите, и пойдём [во свете Господнем].”) Одна из первых сионистких групп приехавших в конце 19в в Землю Израиля, состояла из 14 студентов из Харькова. Это движение поставило себе цель заселение Земли Израиля и развития в ней сельского хозяйства.

[2] Мехакрим – букв. исследователи. Во времена раби Нахмана началось движение просвещения (на иврите “аскала”). Еврейская молодёжь увлекалась наукой и философией и бросала религию. Раби Нахман одним из первых увидел эту опасность.

* Слова, выделенные синим цветом, содержат пояснения, появляющиеся при наводе на них мышки.

видеозапись урока – https://youtu.be/cOFoKaIlJYM
Перевод с иврита – Андрей Уваркин. Научная редактура – Нехама Симанович. 

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »