Рав Ури ШеркиСтатьиСтатьи-Вера

Новое время и учение рав Кука, рав Ури Шерки

Период жизни рава Кука совпал со временем, когда потребовалось осмысление фундаментальных вопросов человеческого общества. До середины 19-го века большинство людей были религиозными. И хотя существовали атеистические течения (например, в период француской револиции), но, в целом, люди были религиозными.

Прошедшее столетие было столетием, в котором начался процесс секуляризации. Каждый индивидуум получил возможность жить по собственному усмотрению, не подчиняясь определяющей норме. Параллельно начался процесс развития национального сознания, включивший также развитие сионизма. Третьим движением, определившим характер той эпохи, было социалистическое движение.

Другими словами, главным событием нового времени явилось одновременное появление трех новых центральных движений в человечестве – секуляризация, социализм и национализм, представлявших собой новое социальное явление. Эти социальные явления повлияли на взгляды рава Кука и он был вынужден осознать их значение.

Учение рава Кука представляет собой одно из необходимых развитий скрытого учения («Каббала»).  Слова Пророков называются «Каббала (это можно видеть из трактата Бава Кама, 3). Маймонид в предисловии к его комментарию на трактат Мишны “Поучение Отцов” – «Шмона Праким» (“Восемь глав”) пишет: “Тот, кто изучает трактат «Поучение Отцов» становится пророком”. Таким образом, Маймонид считает, что трактат «Поучение Отцов», по существу, представляют собой «курс по пророчеству в 5-и частях».

Если мы обратимся к Танаху, то создается впечатление, что только Пророки молились. То есть, молитвы, произносили обычно, только к Пророки, а простолюдины просили пророков молиться за них. Во время «Мужей Великого Собрания» прекратилось пророчество в Израиле и все богатство экзистенционального пророческого переживания трансформировалось в богатство мудрости.

Пророки действовали и постигали Всевышнего путем экзистенционального пророческого переживания (см. о «пророчествующих в стане», глава «Беhаалотха»), отличного от нашего переживания. Пророк обращался не к разуму, а к Божественным проявлениям, существующим в мире. При этом Пророки потерпели тотальное поражение, поскольку их слова не давали практических указаний для широких масс. Пророки не осознавали, причин, которые приводят простого человека к злодеянию.

Мудрецы же, в противоположность им, упорядочивали жизнь не на основе отвлеченных, высоких представлений, а на основе детального знания жизни. С тем, чтобы общество в целом не опустилось до преступлений, злодейства, разбоя и жульничества. При этом, метод воздействия Мудрецов не возвышает человеческие создания наподобие пророчества. «Мудрец предпочтителен Пророку (трактат «Бава батра», 12) не в том смысле, что он лучше него, а предпочтительнее ему.

Пророк в основном соотносится более с общим, тогда как мудрец с частным. При этом в итоге должно осуществится сказанное: «Милость (общее) и истина (частное) встретятся». Сегодня мы и являемся свидетелями синтеза между Пророчеством и Мудростью.

Во времена пророчества не существовало ситуации отсутствия Всевышнего. Божественное присутствие было очевидно для каждого. Пророки боролись с идолопоклонством: уничтожение желания служить идолом сравнивается со «львом, вышедшим из Святая Святых» (трактат «Йома», 69). Основой идолопоклонства была мифология и Пророки сражались с ней («В тот день накажет Господь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким ливиатана, змея прямобегущего, и ливиатана, змея извивающегося, и убьет чудовище, которое в море», Исая 27:1).

Уход Шехины (Божественного присутствия) из Израиля произошел вследствие разрушения Храма, места ее проявления.  Идолопоклонники ощущали уход Шехины как будто убили их богов. Отсюда и происходит распространенное в народах мнение, что евреи убили их богов.

Первые признаки атеизма появились тогда, когда мир стал пустым от богов. Во времена пророка Исаи все еще верили в языческих богов, однако во времена Эзры, когда прекратилось пророчество, греки развили философию. Именно в это время жили Платон, Сократ и другие мудрецы Древней Греции. Параллельно в тоже время, на Востоке развился буддизм, когда в Китае уже существовали таоизм и философская система Конфуция.

По мере удаления от пророческих времен изменяется и форма противостояния. Во времена Мишны, Мудрецы противостояли философии гностиков (вид философского атеизма, появившийся во времена раннего христианства и представлявший собой смесь христианства, греческой философии и восточных верований). В период гаонов и ришоним господствовала аристотелевская философия и тогда же появились книги, противостоящие ей – «Эмунот ве Деот» (“Веры и мнения”), «Кузари», «Море Невухим» (“Путеводитель растерянных”).

Со времени Аризаля и далее происходит кризис, в результате которого люди перестают полагаться на философию как раньше. Как результат, возникло осознание существования души у человека. Новый интерес к внутреннему, духовному миру человека породил. новую формулировку идей Каббалы, а именно – Хасидизм. Хасидизм использует лексикон Каббалы, объясняя духовный мир. Этап, на котором появилось учение рава Кука, характеризуется развитием мирового общественного сознания, получившее свое выражение в движениях национальных, социальных и универсальных.

Резюмируя, мы получаем следующую картину развития Учения Каббалы – Моше рабейну, Рашби, Аризаль, Бешт и, наконец, рав Кук. Несомненно, слова рава Кука в его время были совершенно новым подходом. Открытие миром его Учения – это часть процесса, в результате которого знание Всевышнего открывается миру.

Появление учения рава Кука происходит именно тогда, когда приходит время вернутся Шехине, Божественному присутствию, на свое место. И тогда же появляются в мире национальные движение – и у народов мира, и у евреев.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Еще по теме
Close
Back to top button
Translate »