В то время, когда Иерусалиме был Храм, во второй день праздника Песах, в Храме приносили жертву “Омера”, а именно, первый ячмень, который сжинали, приносили в качестве подношения (минха) перед Богом Израиля. И с этого дня начинался счет пятидесяти дней, которые проходят между принесением жертвы омера и праздником Шавуот, в который приносят на жертвенник хлеб из пшеницы. Таким образом – есть переход от жертвы из ячменя к жертве из пшеницы.
Ячмень – это пища скотины, а пшеница – пища человека. Выход из Египта выводит нас из состояния скотины, порабощенности нашим животным началом – в состояние, при котором мы становимся людьми, возвращаемся к человечности. Пятьдесят дней занимает освободиться от пут низменной египетской культуры и придти и услышать голос Бога на горе Синай.
Но это еще и пятьдесят дней перехода от прежнего понимания свободы к новому уровню ее понимания. Есть свобода в смысле отрицания рабства. Мы уже не рабы фараона, мы не рабы природы. Но есть еще и собственная, внутренняя свобода, которая открывается человеку тогда, когда он способен услышать слово Бога, и исполнять заповеди Того, Кто Своим словом создал мироздание.
Этот переход, от свободы в примитивном понимании этого слова, как просто способности освободится от чего-либо, – к истинной свободе, которая является способностью прислушаться к себе, быть верным словам своей души. И это то, что происходит с нами в праздник Шавуот.
Можно сказать, что период счета Омера представляет собой период выздоровления. В периоде выздоровления от болезни есть определенная прелесть, это период в который человек приобретает способность радоваться все больше и больше. Надежда в его сердце растет. Но это также и очень опасный период, когда человек уже, конечно, не болен, не лежит в кровати, – но еще не полностью выздоровел, и он может легко упасть. Ему требуется дополнительная поддержка. Так и у народа Израиля в этот период случались большие катастрофы. Война с Амалеком была первой войной, с которой столкнулся народ Израиля, – и это было как раз перед Получением Торы, в период счета Омера.
И подобное происходило и в других поколениях – сражения освободительной войны Бар Кохбы против римлян происходили как раз в этот период, и множество учеников величайшего нашего учителя, раби Акивы, которые были также и солдатами Бар Кохбы, погибли в эти дни. Таким образом, этот период, который по своему характеру является периодом радости – превратился с результате изгнания и несчастий и в период траура.
В наши дни, милостью Всевышнего, мы в определенном смысле возвращаемся к исходной радости этого периода. И это происходит с помощью великих событий, которые пришлись на этот период – Дня Независимости и Дня Иерусалима. Вместе с этим, уже в древние времена начал проявляться большой свет этих дней. Этот свет вышел из дома учения раби Акивы, который был казнен после восстания. А именно, через одного из его самых великих учеников, через раби Шимона бар Иохая, который прятался от римлян в пещере, но когда пришел день его смерти открыл великие тайны Торы, которые в конце концов воплотились в книге Зоhар, и во всем учении каббалы. Это «раскрытие Внутренней Торы» мы празднуем в 33 день счета Омера, за две недели до праздника Шавуот. И эта Внутренняя Тора дала нам силы выдержать весь время галута, выстоять во всех несчастиях, которые с нами происходили.
В глубинах тьмы мы знали, что есть у нас Внутренняя Тора, с помощью которой в конце концов свет Торы будет открыт всему миру. Эта Внутренняя Тора называется “Дерево Жизни”, и ее содержание отличается от “Дерева Познания”. Мы все знакомы с историей Адама и Хавы, которые поели от Дерева Познания в саду Эденском, – и, как нам объясняют мудрецы каббалы, грех был не в том, что они ели от Дерева Познания, а в том, что они сначала не поели от Дерева Жизни. А именно – познание, это важная вещь, познание продвигает человека, но если познание заменяет саму жизнь, заменяет живой источник внутренней жизни человека – то это ущербное знание, которое, не дай Бог, может привести к гибели.
Поэтому мы и в этот период отмечаем, что внутри сложных исторических процессов, которые происходят с нами, есть некоторый тонкий луч света, который светит изнутри, луч Внутренней Торы, Дерева Жизни. Таким образом, весь этот период счета омера очень непростой. В нем есть память о трагедиях, и среди прочих также и день Катастрофы, который отмечает одну из самых больших трагедий нашей истории. Есть траур по смерти учеников раби Акивы и поражению восстания Бар Кохбы, и по поводу других несчастий, которые случились с нами в средние века в этот период, погромам, крестовым походам и т.п. – все это случалось в период счета омера.
А вместе с тем, мы ощущаем огромную радость выздоравливающего народа, который приходит к настоящей свободе, свободе, которую мы приобретаем вместе со всеми людьми мира, стремящимися освободиться от оков природы и услышать слово Бога.
Следует отметить, что есть особая дата в период счета омера, и это 27 ияра, день, в который по одному из возможных подсчетов Ноах вышел из Ковчега, и принял на себя семь заповедей Бней Ноах. И поскольку это тоже происходит в счет омера, весь мир разделяет нашу радость.