Пророчество
За мирозданием стоит план, стоит личность, стоит Творец, который выражает Свою волю через все то, что в мире происходит.
Слово Творца
Это центральная и очень важная тема в учении Израиля. Пророчество – краеугольный камень всей веры Израиля. Считается, что у Творца есть что сказать человеку, и что Он говорит это посредством слова, словами. Термином пророчество часто называют по ошибке способность предвидеть будущее, как будто бы пророк – гадатель или своего рода метеоролог. Поэтому необходимо заново дать определение того, что есть пророк. Верно, что иногда пророки знают будущее. Но, во всяком случае, не это определяет их как пророков. Пророк – это человек, к которому говорит Творец.
Обязательное увенчание
Само собой разумеется, что слова Бога не обращены неважно к кому. Надо быть достойным, по меньшей мере, мудрым, праведным и иметь хорошее ментальное и физическое здоровье. Все это необходимо для того, чтобы пророчество перестало быть уделом редких несчастных, но стало бы венцом человеческой идентичности. И это увенчание абсолютно необходимо. Было бы совершенно аморальным бросить человека в мир, не сказав ему нескольких слов, не дав нескольких наставлений, не объяснив, что ему предстоит сделать на этой земле. Справедливым решением этой проблемы как раз и является пророчество.
Тот факт, что мы уже 2400 лет находимся в мире без пророчества, также представляет моральную проблему. Мир без слова Бога, мир, где Его слово не слышно – мир несовершенный, больной и несчастный. Мы проживаем сегодня низкую форму человеческого существования. У нас есть память о том, что было некогда, и мы надеемся на возвращение той профетической идентичности, но сейчас мы как бы вынесены в парантезу.
Слушай, Израиль
Напомним: пророчество – это слово. Оно совершенно не похоже на те явления, которые описываются в мистике или даже философии, когда там говорится о свете, о просветлении. Свет проблематичен – поскольку имперсонален. Когда видят великий свет, безусловно, видят некую великую вещь, но при этом не происходит встречи с личностью, тогда как, если речь идет о слове, то подразумевается, что мы слышим кого-то. Пророчество – об этом. За мирозданием стоит план, стоит личность, стоит Творец, который выражает Свою волю через все то, что происходит. Поэтому выражением веры Израиля являются слова «слушай, Израиль» («Шма Исраэль»), а не «смотри, Израиль».
Тот факт, что мы внимаем слову, позволяет нам по-настоящему встретить бесконечность личности, которая обращает к нам свою речь.
Возвращение Израиля
Часто в пророчествах возвещается то, что произойдет в будущем. Сегодня нам повезло жить в эпоху, когда очень большая часть этих пророчеств осуществилась после тысяч лет. Возвращение Израиля, возвещенное так давно, как и прогресс морали, столь долгожданный, все это реализуется у нас на глазах.
Кто настоящий пророк?
Очевидно, возникает вопрос: кто настоящий пророк и кто нет. Очень соблазнительно чувствовать себя в контакте с божественным и верить, что слышишь божественную речь. Чтобы определить настоящего пророка, существует целая серия проверок, зафиксированная в традиции, подвергающая испытанию всякого, претендующего быть пророком и, в силу своего пророчества, иметь право давать наставления людям. С точки зрения традиции Израиля, только пророчество, верное пророчеству Моисея, может быть настоящим пророчеством. Почему мы берем пророчество Моисея как критерий установления истинности пророчества? Это очень просто, потому что это единственное пророческое послание, которое было подтверждено перед народом, получило публичное подтверждение. Иногда люди, претендуя быть пророками среди народов, заявляют: «Бог говорил со мной, и потому вы должны мне верить». Случай Моше другой. Творец мира обращается к всему собранию Израиля у горы Синай: «это Я послал Моше, и когда Моше говорит от Моего имени, он говорит истину». Так что у нас есть прямое подтверждение Того, Кто говорит к Моше, и мы знаем, что пророчество Моше истинное. В этом превосходство пророчества Израиля над другими посланиями, мистическими, философскими и прочими, которые претендуют или выставляют себя в качестве пророчеств.
Мудрецы или пророки?
Однако то, что мы живем в эпоху без пророков, имеет определенный смысл. Мир перестал в какой-то момент времени управляться словом пророков, которое было заменено словом мудрецов. Пророки занимались общим видением вещей, тогда как мудрецы вдаются в детали. Верно, что когда мудрецы занимаются подробностями, тем, что называется галахой, еврейским законом, они занимаются самым мельчайшим и незначительным, но достигают большего успеха в плане морали. Напротив, у пророков – великие видения, но люди древности, в эпоху, когда они были руководимы пророками, находились, несомненно, в моральном падении. Решением был бы синтез: в завершении истории мы надеемся достигнуть синтеза между словами пророков и словами мудрецов, чтобы вновь обрести величие учения Моше, который был одновременно учителем пророков и учителем мудрецов.