“И Господь сказал Моше: объяви священникам, сынам Аарона, и скажи им…”
В стихе, открывающем недельную главу есть определенная трудность. После слов “объяви священникам, сынам Аарона”, не сказано сразу, что нужно им сказать, а Писание продолжает: “и скажи им”. Почему нужно такое повторение?
Ответ заключается в том, что в этой фразе содержится два сообщения. Первое относится к священникам, которые являются сыновьями Аарона. Нужно напомнить им, что их статус вытекает из того, что они потомки Аарона.
И если вы потомки Аарона, это обязывает вас вести себя в соответствии со стандартами святости, соответствующими личности Аарона. Они являются знатью, сыновьями знатного отца. Святость вытекает из их происхождения, и в этом они отличны от всего остального народа. Это аспект священства, который подчеркивает книга Ваикра, книга Учения Священников.
С другой стороны, книга Бамидбар, книга всего народа, – подчеркивает факт того, что Пинхас получил звание священника, поскольку был ревностен в служении Всевышнему, и искупил сынов Израиля. Его священство исходит из того, что он помог продвижению народа, и он получил свой статус священника от народа.
Таким образом, есть два признанных источника священства. Один – высокое происхождение, отличающее этого человека от простого народа, как это описывается в нашей главе. И есть другой аспект священства, источник которого в народе, и об этом – в главе Пинхас книги Бамидбар.
То, что у священства есть возвышенный и отстраненный источник – весьма важно. Чтобы была возможность возвысить народ нужен кто-то, кто находится вне его. “Отстраненность” священников нужна, чтобы возвысить простого человека. Поэтому во всей недельной главе подчеркивается отделенность священников, которые не знают превратностей жизни: не сталкиваются со смертью, поскольку им заповедано отдалиться от мертвых, не заботятся о пропитании, так как они едят то, что приносят им другие люди. И подобным образом они не замешаны в душевных разладах, так как им запрещено жениться на разведенной. И еще больше отдален Первосвященник, так как он не видит даже смерти членов своей семьи, и не может познать то, что происходит в душе вдовы, поскольку он не может на ней жениться.
В отличие от этого, книга Бамидбар занимается подробным разбором способов справляться с трудностями жизни, с пустыней. В рамках этого, Пинхас получил статус священника, так как был связан с народом, и помог ему, – и тогда источник его священства происходит от всего народа, от всех его частей и направлений. Весь народ, как единый организм избирает его священником.