Душа после смерти
Мы верим, что душа существует вечно. Вопрос “где”, не очень хороший вопрос, потому что он сформулирован в терминологии места, в смысле физического существования. И про душу нельзя спросить, где она в этом смысле.
У понятия “Судный день” есть несколько аспектов. Личный судный день, когда человек после смерти предстает перед Всевышним на суд. А помимо этого есть эсхатологическое понятие “Судный день”, и оно относится к числу понятий, о которых мы многого не знаем. Рамбам в “Законах царей” (гл. 12) говорит о них:
1. Не думай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяhу: “И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядом с ягненком” (Йешаяhу, 11:6) – образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями. Ибо злодеи-язычники уподоблены волкам и барсам, как сказано: “Степные волки будут нападать на них и барсы – подстерегать у городов их” (Ирмеяhу, 6:5). [И в дни Машиаха] все они примут истинную веру и не будут грабить и разрушать, но станут есть только дозволенное им Всевышним, живя в мире с Израилем, как сказано: “И лев словно бык будет есть солому” (Йешаягу, 11:7). Подобно этому и все предсказания о днях Машиаха следует понимать иносказательно. И лишь во времена Машиаха станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали.
2. Сказали мудрецы: “Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями” (Брахот, 346). Из чтения книг пророков, насколько можно понять сказанное в них, складывается следующая картина: в начале времени Машиаха будет война Гога и Магога. Перед этим явится пророк, чтобы наставить сынов Израиля на праведный путь и подготовить их сердца [к приходу Машиаха], как сказано: “Вот Я посылаю к вам пророка Элияhу…” (Малахи, 3:23). Он не будет объявлять чистое нечистым и нечистое чистым; людей, принятых общиной, не станет удалять из нее, а людей, отделенных от общины, он не будет в нее принимать, но для того придет он, чтобы установить мир среди людей, как сказано: “И обратит он сердца отцов к детям…” (Малахи, 3:24). А некоторые из мудрецов говорят, что Элиягу придет раньше Машиаха. Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, [говорящие о Машиахе], и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случав, нет обязательной для принятия версии о порядке событий [во времена Машиаха] и деталях того, что произойдет. И не следует человеку посвящать себя изучению преданий об этом и углублению в толкования пророчеств о Машиахе. Он не должен делать это основным своим занятием, ибо это не приведет его к любви и трепету пред Всевышним. И не следует ему заниматься вычислением сроков прихода Машиаха. Сказали мудрецы: “Да отлетит душа от тех, кто вычисляет сроки [прихода Машиаха]!” (Сангедрин. 976). Следует просто ждать его и верить, что произойдут те основные события, которые мы описали.