Установление судебной системы
Седьмая и завершающая заповедь в списке семи законов Бней Ноах является требованием установить справедливую судебную систему. При этом в еврейской традиции есть два подхода к содержанию этой заповеди: подход Маймонида и подход Нахманида. По мнению Маймонида, обязанность учредить суд вытекает только из необходимости обеспечения первых шести законов Бней Ноах. В соответствии же с подходом Нахманида, чье мнение в данном вопросе является общепринятым в иудаизме, такой суд должен иметь гораздо более широкие полномочия, так как он должен отвечать за весь общественный порядок.
Общественный порядок, конечно, включает в себя противодействие преступлениям и насилию – но он совсем не ограничивается только этим. По мнению Нахманида, такой суд, являясь институтом самоуправления общины Бней Ноах, должен также нести ответственность за духовное и нравственное состояние общества. И даже если общество усовершенствовано до такой степени, что в нем исчезло насилие, – судебная система должна продолжать существовать.
В функции такого суда входит обучение морали и даже познанию Бога, понимаю того, как проявляется Слово Бога и того, как оно должно реализовываться в общественной жизни. В еврейской традиции понятие шофет, судья, означает нечто гораздо большее, чем просто «наказывающий за преступление». Это скорее арбитр самоуправляющегося общества, который должен быть для него моральным примером и нравственным и духовным ориентиром. Но для того чтобы судить других людей, суд должен сначала быть в состоянии судить себя, – ведь лишь когда мы сами в полной мере научились самоконтролю, способностью направлять свои инстинкты к добру, а не ко злу, – мы можем направить к добру других и действительно навести порядок в обществе.
А поэтому можно сказать, что суд является главным ключом к реализации в обществе идеалов Ноахидов. Достойное общество может быть реализовано лишь тогда, когда Суд по-настоящему понимает свою роль.
С продвижением человечества к временам Мессии – народы мира, потомки Ноя, примут над собой власть универсального суда, который будет настолько авторитетным, что сможет разбирать не только конфликты между людьми, но также и моральные проблемы, и конфликты между народами. И именно тогда смогут исполниться слова пророка Исаии, который говорит нам, что “народ не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать”.