Заканчивается последняя речь Моше, обращенная к народу. Здесь, на берегу Иордана перед входом в Землю Кнаан Израиль – единый национальный организм – способен и должен «Пройти тебе в Союз Ашем Эло’им твоего и в клятву Его, которую Ашем Эло’им твой заключает с тобой сегодня» (Дварим 29,11). Странный оборот «пройти тебе» заставляет вспомнить обычай того времени, когда заключение союза сопровождалось прохождением договаривающихся между половинами туши животного. Именно так Всевышний заключал Союз с Аврамом (см. Берешит 15,10). Это делается «Ради того, чтобы поставить тебя сегодня Ему народом, а он будет тебе Эло’им, как говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Ицхаку и Яакову» (Дварим 29,11). Исход – только потенциал, возможность стать Его народом. Только сегодня, получив и усвоив Тору, придя на границу Кнаана, Израиль способен начать реализацию замысла Творца: стать Его народом, который в Его Стране, по Его Торе строит общество, становящееся примером для народов мира.
Но Моше прекрасно понимает, что периоды национального воодушевления и единства бывают весьма краткими, а частная жизнь, когда каждый сидит «у своего виноградника» и занимается своими практическими делами, может увести человека далеко от общенациональных целей и интересов: «И будет, когда услышит он слова клятвы этой, и благословится (обрадуется) в сердце своём, сказав: шалом будет мне, когда по капризу сердца моего пойду» (Дварим 29,18). Такой человек подумает, что с ним не случится ничего плохого («шалом будет мне») если он будет в тайне уклоняться от исполнения законов Торы и действовать «по капризу сердца» – по зову инстинкта.
На самом деле такое поведение человека внешне выглядит вполне логично. В предыдущем разделе речь уже шла о нашем Союзе с Создателем и о тех последствиях, которые будет иметь выполнение или (не дай Б-г!) невыполнение этого Союза. Учитывая нашу взаимную ответственность и невыносимые кары, которые неминуемо обрушаться на наш народ при нескрупулёзном соблюдении Закона, может показаться разумным отношение типа: «Я – не я, и хата не моя!». Исключая себя из числа евреев, действуя в соответствии с собственными пожеланиями, можно, казалось бы, избежать Катастроф еврейского народа.
На уровне всего (тогдашнего) человечества подобная попытка уже была предпринята. Послепотопное поколение, с ужасом вспоминая случившееся, решило построить башню «а голова её в небесах» и, тем самым, «сделать себе Имя» (Берешит 11,4). Они хотели сами управлять всей жизнью на Земле, избавившись от докучливых правил, установленных Всевышним и, соответственно, обезопасив себя от возможных Его наказаний. Ничего не получилось. Но может быть получится на уровне индивидуальном? Перестать быть евреем, ассимилироваться…
Недельный раздел Ницавим, расставляя все точки над i, представляет наш народ как единую и неделимую сущность, тем самым обрекая на ужасающую бессмысленность попытку избежать общееврейской судьбы.
В качестве иллюстрации – быль из «Архипелага ГУЛАГ». На одном из «островов архипелага», политзаключенные, как на редчайший музейный экспонат, приходили смотреть… на шестнадцатилетнего юнца, который написал листовку против Сталина и сталинизма и сидел за «дело»! Все остальные (многотысячный лагерь!) сидели в соответствии с классическим анекдотом: «Сколько?» – «Десять лет!» – «За что?» – «Да ни за что!» – «Ого! Раньше за «низачто» пять давали».
Как обидно разделить общееврейскую участь, даже не считая себя евреем! Гениальный венгерский поэт Миклош Радноти, никак не ассоциировавший себя с еврейством, погибает в 1944 году от рук нацистов не как герой Сопротивления, а как «жид пархатый». Оцените величину трагедии…
Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.