Недельная главаСтатьиСтатьи-Недельная глава Торы

Шимшон – имя Бога

Рав Зеэв Мешков

Говоря о своем сыне, Дане, Яаков предсказал: «Дан будет судить народ его, как один (из) колен Израиля» (Берейшит 49). При этом, заглядывая в будущее, наш праотец увидел Шимшона, одного из потомков Дана. Раши поясняет: «Будет судить – отомстит плиштим за весь народ». А в словах «как один» мудрецы Талмуда видели намек на то, что он будет мстить врагам, как «Отец Небесный», Которого отличает абсолютное единство (Сота 10а). Шимшон в одиночку нанесет поражение врагу в одном месте, но оно на долгие годы парализует плиштим, так как двадцать лет после его подвигов и героической гибели они будут бояться сыновей Израиля. Об этом Яаков сказал: «Да будет Дан змеем на дороге, змеею ядовитой на пути, что жалит ногу коня, так что падает всадник его навзничь» (Берейшит 49:17).
Говорится в Талмуде (Сота 10): Шимшон (образовано от шемеш – «солнце») – имя Бога, как сказано: «Солнце и щит – Бог Всесильный» (Теилим 84:12). Таков человек, выходящий в одиночку против плиштим, поражающий тысячи и десятки тысяч врагов.

Воины Израиля

Таковы все воины Израиля – через них раскрывается Имя Бога. Свет, который несут они, настолько яркий, что его невозможно воспринять незащищенным глазом – нужен щит, защитные очки, так как другие люди не находятся на их уровне святости. И причина такого свечения заключается в том, что, когда народ находится в рабстве, или притесняем, его собственный свет не проявляется. Тот, кто помогает освободиться от притеснителей, приближает время, когда проявится сущностный свет народа, сам удостаивается этого дара. Для него и через него раскрывается свет Божественного Имени, свет исправленного мира, доходящий из будущего, того самого будущего, которое не смог раскрыть Яаков своим сыновьям. И уже в тот период, когда идет борьба, и свобода еще не достигнута, свет будущего уже раскрывается через воинов Израиля. Увидев пророческим взором Шимшона, Яаков воскликнул: «На спасение Твое надеюсь я, Бог» (Берейшит 49:18). Спасение Израилю даст Бог через воинов Израиля, чьи души озарены светом будущего.

Рав Кук писал:

«Мы смотрим на первые поколения, которые описаны в Торе, те поколения, которые постоянно вели войны. И они – это те самые поколения, величием и святостью которых мы восхищаемся. Мы понимаем, что свет души – это главное. И то состояние, в котором находился мир, когда война была неотъемлемой частью жизни, стало причиной появления душ, обладавших цельностью мироощущения. Война за существование, война за существование нации, война Бога – все это воспринималось естественно этими людьми. Они были тверды духом, и умели устраняться от всего дурного, и – выбирать добро. Когда мы размышляем об этих людях, стремясь к тем проявлениям духовности, которые были присущи им, хотим обладать их мужеством, жизненной силой, которая бурлила в них, эти души оживают в нас и начинают жить среди нас, как в прежние времена» (Рав Кук, Орот, а-Милхама 2).

Следовательно, относясь с уважением к Шимшону, завидуя тому, что на нем пребывал Божественный дух, завидуя той силе, которую он сообщал ему, завидуя святости этого человека, представляя себя такими же бесстрашными воинами, способными победить и противника на поле боя и дурное начало внутри себя, мы способствуем тому, чтобы силы его души возродились в нас.


(Не следует забывать, что все дела Шимшона были направлены на освобождение народа и освящение Имени Бога. На нем от рождения пребывал Божественный дух. Его женитьба на женщине из плиштим, пребывание в доме развратной женщины в Азе – все это нужно было лишь для того, чтобы найти предлог для столкновения с врагом, так как сыновья Израиля были связаны «мирным договором с плиштим).

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »