Без чудаков мир бы не существовал
Потому что без чудаков, как говорит Рамбам, мир бы не существовал.
- Из урока по книге Маѓараля из Праги[1] «Колодец изгнания», 7
Это идея, которую также можно найти у хасидов: «Я не знаток Торы, зато у меня есть связь с Ребе». В чём моя связь с Ребе? Я танцевал с ним. Танцевал с ним или ел остатки его трапезы. Я имею к нему отношение. Подобно тому, как у всего есть душа, у души есть облачение – это тело, у тела есть облачение – это заповеди и хорошие качества, и так далее. Мир устроен как чехол, у которого есть чехол чехла от чехла. И так всё поднимается. И Рамбам, который занимал, на первый взгляд, жёсткую позицию по отношению к несведущим в Торе людям, в своём предисловии к Мишне говорит, что весь мир сотворён для одного человека, мудрого и доброго. Достаточно одного. Или для немногих подобных людей.
Человек мудрый и добрый – то есть, одновременно образованный и моральный. Рамбам говорит, что для них стоило сотворить мир. Все остальные – о них он говорит: «а остальные жители мира – они существуют не напрасно, но чтобы спасти этих одиночек от тоски одиночества». То есть, быть одному в мире – ужасно. И поэтому Всевышний устроил так, чтобы в мире были разные смешные люди – те, у которых нет мудрости – и это забавляет мудрецов. С ними они не чувствуют себя одиноко. Что он имеет в виду? Или он ужасный циник, или хочет сказать, что это путь исправления. Есть партнёрские отношения учителя и ученика, как сказано: каждый, кто учит сына своего товарища Торе – как будто родил его. Как будто ученик – продолжение его души. Как будто все души тянут за собой ещё грозди из миллиардов душ. У хасидов говорят, что за каждым цадиком стоят десятки тысяч душ Израиля. И когда он поднимается, то поднимает и их.
У Рамбама есть другое объяснение, которое говорит, что мир не существовал бы без чудаков. И об этом также пишет Рамбам. Есть человек-чудак, который, например, в 90 лет строит виллу. Ему 90 лет, у него нет потомков, и он строит роскошную виллу, которая простоит 200 лет. Рамбам говорит: он сумасшедший. Ведь ему следовало купить небольшую хижину, которая защищала бы его от жары и от холода. И в ней бы он занимался постижением мудрости, исправлением своих душевных качеств и так далее. Зачем он занимается этими глупостями? Но Рамбам говорит, что через 200 лет, когда этот дом разрушится, и останется одна стена, эта стена будет давать тень. И будет проходить мимо в жаркий день один праведник, ради которого стоило сотворить мир, и он будет искать тень. И он отдохнёт в тени этой стены. И весь мир будет спасён благодаря ему. Выходит, что это было сделано не зря. Потому что без чудаков, как говорит Рамбам, мир бы не существовал. Даже если тот человек не имел правильного намерения – возможно, он собирался получить удовольствие от впечатления, которое произведёт на соседей. Но в конечном итоге где-то была некая скрытая доля доброго намерения. И это сработало. Ведь Всевышний не отнимает награды у Своих созданий.
[1] Йеѓуда Лейб Бен Бецалель (известен как Маѓараль из Праги) (1512-1609) – крупнейший раввин, мыслитель и ѓалахический авторитет 16-го века.
Оригинал записи – https://youtu.be/U36rqTJPiUk