Давать жизнь – первая заповедь иудаизма; заповедь «плодитесь и размножайтесь» выражает, конкретизирует наиболее возвышенный аспект святости.
Пятая заповедь ноахида состоит в запрете разврата. Более подробно: речь идет, в широком смысле о запретах сексуального порядка. Более подробно: еврейский закон считает, что существует шесть базовых запретов, что касается остального – все зависит от нравственного развития того или иного общества. Шесть фундаментальных запретов – это запреты связи с матерью, сестрой, теткой и замужней женщиной своего ближнего, а также гомосексуальных отношений и отношений с животными. Эти шесть запретов объединены в один большой запрет, запрет разврата, то есть деградации человека до животного уровня, до скотского уровня.
Можно ошибочно предположить, что иудаизм относится к сексуальной жизни в целом неодобрительно и пренебрежительно. И это будет большой ошибкой, поскольку иудаизм никогда не придерживался этой точки зрения, точки зрения христианской. Действительно, в христианской традиции есть настороженность по отношению к рождению жизни. Можно подумать, что в некотором смысле человек рождается лишь после греха, что могло бы означать, что супружество – есть результат деградации человека. Однако традиция Израиля утверждает совершенно противоположное. В традиции считается, что сексуальная жизнь между первым мужчиной и первой женщиной, между Адамом и Евой происходила уже в райском саду, до грехопадения. Таким образом, мы считаем, что то, что дает жизнь, – хорошо и свято. Давать жизнь – первая заповедь иудаизма; заповедь «плодитесь и размножайтесь» выражает, конкретизирует наиболее возвышенный аспект святости. Действительно, нет ничего более святого, чем прибавлять жизнь. И поскольку сила деторождения столь важная, столь живая и полная жизни, ее необходимо правильно направлять. Это связано с тем, что ее неправильное использование может вызвать наиболее тяжелые виды деградации. В своей основе прекрасна и хороша жизнь, заслуживающая почтения, становящаяся более благородной благодаря этим запретам сексуального порядка.
Более того, можно развиваться и переходить к уровням еще более высоким. Церемония брака, например, не обязательна для народов мира, однако она позволяет возвысить человека над животным уровнем. То же касается установления гармоничной семьи, ответственности родителей по отношению к их детям и детей по отношению к родителям. Все это, в конечном итоге, связано с этой особой святостью супружеской жизни, с установлением брака как идеальной формы участия в работе по творению человека.
Почему у бней Ноах нет заповеди плодиться и размножаться? При выходе из ковчега Ноах с сыновьями дважды получили напутствие плодиться и умножаться?
Значит ли то, что заповеди плодиться и умножаться нет, то можно предохраняться от зачатия?